Все новости

«Полвека – грустим и смеемся вместе»

На строительство Юмагузинского водохранилища в красивейших местах Агидели в свое время приехало немало специалистов из совершенно разных уголков Советского Союза и Башкирии. Образовалось некое сообщество из технарей, инженеров, строителей… прибывших за тысячи километров для обустройства нового этапа своей жизни. В те годы люди не боялись перемещаться по стране в поисках счастья...Но вот знаменитая некогда стройка подошла к завершению, ГЭС была запущена, и многие, к сожалению, уехали. Хотя… есть и те, кто остались.Но прежде чем осесть в Юмагузино, семейная чета Валегжаниных, прожившая полвека вместе, была свидетелем и участником становления молодого города Салавата Республики Башкортостан, 10 лет жила и трудилась в в г.Дудинка - арктическом порту северного морского пути Заполярья на Енисее...Об этом читайте на сайте.

На строительство Юмагузинского водохранилища в красивейших местах Агидели в свое время приехало немало специалистов из совершенно разных уголков Советского Союза и Башкирии. Образовалось некое сообщество из технарей, инженеров, строителей… прибывших за тысячи километров для обустройства нового этапа своей жизни. В те годы люди не боялись перемещаться по стране в поисках счастья...
Но вот знаменитая некогда стройка подошла к завершению, ГЭС была запущена, и многие, к сожалению, уехали. Хотя… есть и те, кто остались.

«Наша жизнь разделена на три этапа»

Владимир Адольфович и Тамара Сергеевна Валегжанины живут в Юмагузино, на улице с говорящим названием – Строителей. Недавно им вручили поздравительный адрес и памятный подарок от Главы республики Радия Хабирова в связи с 50-летием семейной жизни. Долгожители, образно выражаясь, экипажа корабля «Оплот демографии» четко определили три разных этапа жизни своей семьи.

1.Салават

- Тамара родилась там. Сам я родом из Иглино, в десять лет переехали с родителями тоже в Салават. Весь этот город на наших глазах в детстве строился.
После школы я окончил ремесленное училище, направили меня в Ленинград на Кировский завод – там я работал год до армии. Вернувшись в Салават, поступил в индустриальный техникум. По окончании работал мастером, прорабом, начальником участка в Уралэнергострое: строили новую Салаватскую ТЭЦ.
- А как Вы познакомились с женой? – не сдерживаю любопытства.
- В Салавате она в соседнем подъезде - рядом с Федоровым (примеч.авт. В.Г.Фелоров - руководил ПМК на стройке Юмагузинской ГЭС, работал директором «Элитстрой») жила. Мы с ним дружили, она с его сестрой, как-то с ребятами собрались на рыбалку – там, на скамеечке возле их дома и познакомились.
Как поженились в 1969 году, дали нам комнату с моей работы. А сын родился, - сказали, иди, выбирай двухкомнатную квартиру в новом доме. Я занимался спортом, учился на вечернем отделении. Если бы не она, что бы я успел… На «ветки» (заготовку веткормов), на строительство коровника, уборку овощей, и на ремонт конторы подшефного колхоза с работы ездили. Учеба, спорт, комсомол, семья… Секретарь горкома ВЛКСМ шутил – «Володь, тебе медаль надо давать, сколько нахлобучил на себя».

2.Дудинка

- В 1976 году пришел вызов из г.Дудинка Таймырского национального округа – арктического порта на трассе северного морского пути на Енисее. Я не побоялся – поехал. Двое детей к тому времени было. Устроился электросварщиком, через три месяца дали 3-комнатную квартиру. Вернулся в Салават и самолетом забрал их. «Самолетом хорошо, а на оленях лучше! – весело говорит хозяин дома. - Это – Заполярье, 70-я широта! Рядом Норильск и самая северная железная дорога в мире. От Карского моря 300 км. Весь грузовой поток Таймыра шел через порт Дудинки. За медно-никелевой рудой приходили иностранные морские суда. Тундра. Вечная мерзлота. Девять месяцев зимы…. Остальное - весна-лето-осень – три месяца».
- Но расцветает все мгновенно, - подхватывает хозяйка. - Я удивлялась, - что здесь у нас в Башкирии, что там - такие же цветы и трава. Но только березки и другие деревца - маленькие, карликовые.
- Природа сама регулирует… - продолжает собеседник. - Хорошая рыбалка, хорошая охота. Летом в энцефалитных сетках ходили. Мошку и комаров можно было сгребать руками с одежды.
Я строил десять лет морские причалы для судов.
Был как-то смешной случай. Приехала комиссия принимать причал. Сами ходят по нему: – «Ну… и где тут у вас что принимать…» А причал - это железобетон, сложные металлоконструкции, должен выдержать давление с моря, давление кораблей (когда швартуются) на стенки причала. Работа, в общем, кропотливая…
Супруга с ностальгией добавляет: «Впервые мы увидели там большие корабли».
- Тамара работала почтальоном. По такому холоду почту носила. До -40-50 морозы доходили. Да и детям была актировка – до -40 градусов учится.
Снабжение было очень хорошее, продукты из Франции, Болгарии… Из Европы – получали руду, а в обмен – свою продукцию везли, - вспоминают вдвоем положительные подробности заполярного быта. Отдыхать ездили в Анапу. Детей там же устраивали в лагере от треста Мурманскморстрой.
В первый раз, когда к нам атомный ледокол «Ленин» пришел, началась круглогодичная навигация - в 1979 году, - продолжает свой рассказ Владимир Адольфович. - Караван судов идет с Карского моря: первым – ледокол, и сзади тоже ледокол замыкает. Вода сильно промерзает, толщина льда 1,5 -1,9 метра. У стенки причала – 4 метра, постоянно небольшой речной ледокол ходил обкалывал.
- А еще, как он пройдет по акватории, лед сломает, мы на рыбалку ходили, - вспоминает Тамара Сергеевна, - я удивлялась, - без ничего рыбу ловили. Просто нитку шерстяную намотаешь на пустой крючок – и только отцепляй успевай. Корюшка шла на нерест. Там ее в таком количестве ловили… бросишь на снег, она лежит навытяжку - хоть и май месяц – 30 градусов мороза, замерзает сразу. Что с ней делать – в первый раз немного опешили. Потом догадались навялить. Даже на юг с собой брали. Случайные знакомые в Анапе, отведав, что за рыба корюшка, спрашивали: это не про вашу Дудинку показывают по телевизору – как куча рыбаков вдоль по Енисею сидит? А там и правда, посреди реки образуется майна (большая полынья), – вокруг толпы людей рыбачат.

3. Юмагузино

- В 1985 приехал в отпуск. Встретил Федорова. Он уже в Монголии поработал, прибыл в Юмагузино. «Давай к нам, - говорит, - хватит по северам болтаться». Ну, подумали, детей учить надо, решили ехать. Жене хотелось «домик в деревне»… Супруга от души смеется: - Да, вот уже 34 года живем в домике в деревне, а в город не тянет.
- В тот год началось строительство Иштугановского (как тогда называлось) водохранилища. Вначале строили гараж большегрузный, затем начались работы по бетонированию и отсыпке плотины. Гаржанов вызвал и поставил меня директором бетонного завода. Бетон – это хлеб стройки. А тут начался этот развал в стране, 90-е, все рухнуло, строительство заморозили. 10 лет почти прозябали. Масса людей уехала по городам, а мы уж… «вросли корнями».

***

Строили сами здесь 10 домов, в одном из них, двухэтажном коттедже на двух хозяев, получил 4-комнатную квартиру. И по дому все сам делал, достраивал. В 2000 году вышел на пенсию, но с открытием, вернее, возобновлением строительства Юмагузинского водохранилища пригласили снова работать мастером на производстве бетона…
А наград у него самого разного уровня – не счесть. Небольшая красная книжечка напоминает о том, что несколько лет был депутатом городского Совета в Дудинке…
Одну из наград тогдашний глава региона, первый секретарь обкома КПСС БАССР Мидхат Шакиров лично вручал. И у супруги много грамот со всех мест работы.

***

Смотрю на их фотопортреты в молодости (в рамочках на стене) - красивые, как артисты.
- Мы тут первые ходили под ручку по поселку, - смеется жена, – и еще он один у нас всем дамам ручку целует.
Двое их сыновей в Салавате, а младший живет с ними, ездит - по вахтам. Один из них, а затем уже и его сын, внук, окончили то же ремесленное училище №1 г.Салавата, в котором отец и дед в юности учился. Недавно внучка закончила колледж с красным дипломом.
«Мы свое предназначение выполнили, дом построили, троих сыновей родили и воспитали, деревья тоже посажены», - счастливо улыбается юбиляр семейной жизни.
А я, осматривая их владения, вижу и виноград, укрытый под зиму, и прочие садовые культуры - в наличии. А еще есть очень красивая домашняя птица всех цветов – куры брама и цесарки.
Дома же поет, заливается попугайчик, а маленькая собачка, щенок совсем, Чапа во время нашей беседы так и просидела за диваном – ну никак не захотела знакомиться.

Уже полвека – счастливые люди вместе

Попросила их поделиться секретами столь долгой семейной жизни…
- Детей учили не словами, а только личным примером. Ведь правда же дорогого стоит, когда твои дети говорят, я хочу быть, как папа, - делится глава семейства. - Мы никогда не заставляли их, они самостоятельно принимали решения.
- Советуемся, уступаем. То я сдерживаюсь, то он,– добавляет хозяйка. – стараемся друг друга поддерживать. – Анекдотов надо много знать, - шутит собеседник.

***

Владимир Адольфович пришел в редакцию, чтобы письменно выразить чувство благодарности своей стране и республике за бесплатное образование, получение профессии и жилья, главе Юмагузинского сельсовета Рашиту Сабитову за юбилейный вечер в их честь, а я хочу от имени всех поблагодарить его с Тамарой Сергеевной за их счастливый труд – их чемпионский забег на пути к этой поистине золотой медали – из сплава терпения, юмора, жизнелюбия и любви.
Фото автора и из семейного архива.
Читайте нас: