Президент России Владимир Путин подписал Указ о награждении за мужественный подвиг уфимских летчиков, ветеранов авиации Владимира Былды (посмертно), Салавата Хабирова, Константина Бузанова и Петра Филипова орденом Мужества.
Все произошло в далеком августе 1996 года.
Ту-134 авиакомпании «Башкирские авиалинии (БАЛ)» вылетал из Анапы в Уфу. Все было, как обычно: предполетный досмотр, проверка салона, пассажиры, около 60 человек, не торопясь рассаживались по местам.
Светило яркое южное солнце, хотя буквально на днях в Анапе бушевал шторм. Именно во время него на берег вместе с водорослями выбросило мелкие ракушки, рачков. Вся эта живность и послужила первопричиной аварии: полакомиться ими на берег после шторма слетелись сотни бакланов.
Как вспоминает штурман Салават Хабиров, орнитологическая обстановка в Анапе всегда была напряженной, взлетная полоса идет к морю, а птиц там много. «Кричалок» - отпугивателей для пернатых - тогда еще не было. И вот, когда оторвались от земли, услышали хлопок, самолет резко повело в сторону», - рассказывает он.
Оказалось, что Ту-134 столкнулся со стаей бакланов. Одна птица ударилась о шасси, другую отбросило, а третья угодила в левый двигатель.
У командира времени было очень мало, нужно было принимать срочное решение. Ведь за несколько первых секунд ЧП скорость самолета упала с 300 до 260 км в час. Горящие части падали на землю, загорелась сухая трава летного поля.
Внизу – только море. Вырабатывать топливо, нарезая круги в районе аэропорта, невозможно – Ту-134 не рассчитан на полет с одним двигателем, да и высока вероятность очередной встречи с бакланами.
Понимая, что второй двигатель работает исправно, командир принял решение перевести борт в горизонтальный полет, развернуться и совершить аварийную посадку.
- Полет длился всего 18 минут, но для нас они показались вечностью, - делится бортмеханик Петр Филипов.
Самолет посадили так, что пассажиры даже не поняли, почему он развернулся обратно в аэропорт. Пилоты просто не успели даже сказать о том, что произошло ЧП. Ведь были дороги даже секунды.
Работники аэропорта задержку рейса пассажирам объяснили просто: по техническим причинам. Лишь пришлось оправдываться за расплавленные сумки и пакеты в багажном отделении, успокаивать недовольных. Так что до пилотов пассажирам не было большого дела. Руководство авиакомпании скорее замяло ситуацию и не распространялось о нем.
Пилоты за проявленное мужество, сохранение жизни людей и техники членов получили благодарность с записью о ней в трудовой книжке, и премию около 100 рублей. Так подвиг башкирских пилотов остался незамеченным и был забыт на 25 лет.
Когда «Башкирские авиалинии» закрылись, наши герои работали в московских авиакомпаниях. Владимир Былда скончался в 2000-х гг., его похоронили в Курске. Салават Хабиров, Константин Бузанов и Петр Филипов вышли на пенсию, живут в Уфе.
И вот спустя 25 лет справедливость восторжествовала: награды нашли своих героев благодаря Главе республики Радия Хабирова. Это не первый случай, когда за последние годы республика ходатайствует о награждении своих героев.
Например, именно Р.Хабиров приложил все усилия, чтобы легендарному командиру 112-й Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майору Минигали Шаймуратову было посмертно присвоено звание Героя России. В Уфе открылся музей полярников имени Валериана Альбанова - уроженца Уфы, знаменитого исследователя Арктики, создан музей «забытых имен», где будут собраны материалы о выдающихся личностях, рожденных и работавших в Башкирии. «Мы хотим, чтобы эти люди были достоянием наших детей, нашей республики и истории», - говорит Радий Хабиров.
Фото: из личного архива Салавата Хабирова.