Директор НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан Данир Гайнуллин считает, что его уникальность в том, что над его созданием работают ученые их Башкортостана, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Казахстана, Азербайджана и других стран и музей не имеет цели сохранить культуру отдельного народа, это история про наше общее историческое наследие, «дружбу народов», объединяющую нас с государствами Средней Азии».
Руководитель экспертно-проектного бюро «Архтамга» Рустам Алибаев рассказал об особенностях архитектуры музея: для передачи кочевой культуры сделали так, что музей — это часть ландшафта, его основная часть спрятана под землей, а границы здания и окружающая среда плавно перетекают друг в друга.
Художник-реставратор, руководитель научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым» из Казахстана Кырым Алтынбеков отметил, что архитектурных памятников кочевников сохранилось мало. «Один из них - мавзолей Тура-хана и создание вокруг него Евразийского музея кочевых цивилизаций — путь к познанию нашей общей истории», - сказал он.
Археолог, кандидат исторических наук Николай Щербаков считает, что кочевой мир долго оставался менее изученным,чем время оседлой жизни, поэтому такой музей необходим для изучения уникальной истории кочевых племен.
Илшат Бахшиев, директор научно-образовательного центра «Археология 2.0» Уфимского университета науки и технологий подчеркнул, что «кочевники – это кровеносная система цивилизаций, связывающая Запад с Востоком, а Юг с Севером, разносящая по «организму» идеи, религию, технологии. Так, в лесах Перми находят азиатские монеты, а на юге – пушнину, золото сарматов - в глубокой степи, а сокровища ахеменидских царей – на Урале», - рассказывает ученый.
Фото:Утвержденный проект будущего комплекса