Эта история началась в 1911 году. Именно тогда в небольшой башкирской деревушке Абитово Юмагузинского района в простой семье сельских тружеников родился мальчик. Шустрым и смышленым рос Идрис. За это и любила его старшая сестра Хажар.
Всего полтора года исполнилось ребенку, когда внезапно скончалась мать. Отец вскоре женился. Чтобы не отдавать братишку на воспитание мачехе, Хажар, на тот момент уже замужняя, забрала его в свою семью. Двоих дочерей и младшего брата воспитывала в строгости. Но никогда не обделяла ни заботой, ни лаской. Оттого и в школе Идрис Каримов хорошо учился, и дома был первым помощником.
Вскоре стал подрабатывать почтальоном в с.Юмагузино: из Мраково на лошади возил почту. Потом работал милиционером. Женился. Первая дочь Марьям прожила недолго. Вторая и последняя – Венера – была годовалой малышкой, когда его призвали в ряды Красной Армии. Шел 1942 год. Через год молодая жена Байрам Бике получила похоронку…
… Старушка, утирая слезы, прижимает к слепым глазам платочек.
- Мы не знали, где и как погиб отец, - говорит Венера Идрисовна. – Мама всегда рассказывала только то, что было до войны.
Воспоминания ей даются с трудом. Она то плачет, то начинает смеяться. Но рассказы матери помнит хорошо.
- Позвонит отец ей с работы на домашний телефон, а та трубку не берет, стесняется. Специально на улицу выбегала, чтобы не слышать звонок. Отец потом, хохоча, спрашивал: «Что ж ты на звонки не отвечаешь, дуреха? Телефон для того и нужен, чтобы по нему говорить…».
Или, бывало, принесет матери в подарок чулки, а то и туфли из города привезет – в те времена с этим товаром не просто было – так она сразу в слезы: не буду носить! Скромная была…
- Новость о том, что нас разыскивают члены поисковых отрядов из Смоленской области, рухнула, как снег на голову, - делится Аниса Мазитова, дочь Венеры Идрисовны и внучка погибшего Идриса Каримова. – Вот уже несколько дней не можем в себя прийти. Мама постоянно плачет.
Найти родственников воина оказалось, к счастью, несложно: координатор поискового отряда направил запрос в группу Центра военно-патриотического воспитания «Мир» в социальной сети ВКонтакте, откуда были сделаны перепосты в другие популярные группы района. Через пару часов количество просмотров новости превысило тысячу, а вскоре появились и первые комментарии: родственники нашлись. А искали их вот почему: 21 сентября, в день 74-й годовщины освобождения Демидовского района Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков, там состоялась церемония перезахоронения останков бойцов и командиров Красной Армии, обнаруженных поисковиками на территории района в полевом сезоне 2016-2017гг.
Вот что рассказывает руководитель экспедиции, командир поискового объединения Андрей Корнеев: «Еще в 2015 году от местных жителей мы получили информацию, что на нашей территории есть место, похожее на заброшенную могилу советских солдат времен Великой Отечественной войны. Мы проверили это место, оно находилось в трех-четырех километрах от деревни, на возвышенности, огороженное полусгнившим забором. Первое, что необходимо было сделать – установить точные координаты могилы. Для этого обратились к справочнику административно-территориального устройства Смоленской области, архивным документам.
Не найдя ничего стоящего, работу продолжили в Центральном архиве Министерства обороны РФ, и это дало результаты. Было установлено, что осенью 1943 г. через деревню Стрелицы прошла 101 стрелковая бригада, которая формировалась в Актюбинске. Изучая документы бригады, в журнале боевых действий удалось найти описание ее боя 24-26 сентября 1943 года с подробными схемами, а списки безвозвратных потерь личного состава указали и место их захоронения. В том документе были данные на 26 человек.
Таким образом, найденная нами могила могла принадлежать только погибшим солдатам 101 стрелковой бригады. Поскольку данное захоронение не зарегистрировано и нигде не числится, было принято решение провести эксгумационные работы. Находки при раскопках доказали принадлежность погибших к периоду боев 101 стрелковой бригады в 1943 г. У бойцов были самодельные погоны. Судя по всему, хоронили воинов в спешке. Останки были расположены хаотично, в разных позах, а троих погибших захоронили уже тогда, когда могила была наполовину закопана».
В настоящее время, останки воинов, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины, обрели место упокоения в мемориальном комплексе «Поле Памяти». Церемония перезахоронения состоялась с соблюдением воинских, религиозных и гражданских почестей…
…Мы беседуем в уютной комнате у Анисы дома. Венера Идрисовна живет с дочерью в д.Нижнесапашево. Ее дом в Тюлебаево пришел в негодное состояние, а возможности отремонтировать, к сожалению, нет. Да и здоровье уже не то, уход требуется.
Воспоминания дочери солдата прерываются непродолжительным молчанием. И тогда мы просто сидим в тишине.
- Мать после войны в колхозе работала, конюхом. Когда мне было четыре года, с войны пришел Саляхитдин Гайсин. За него-то мама и пошла замуж. Так мы переехали в Юлдыбаево.
Со временем у них родились еще четверо детей. Мне это так много казалось, шумно было. Поэтому постоянно сбегала из дома к бабушке с дедушкой в Калаево. А те меня обратно к родителям возвращали…
В 16 лет Венера вышла замуж за тюлебаевца Минибая Аткина. Сама всю жизнь работала дояркой, супруг – 44 года трактористом в колхозе «Сеятель». Передовиком был, местным депутатом.
Сегодня у дочери погибшего солдата семеро детей, 21 внук и уже пять правнуков. И каждого из них до глубины души тронула история про дедушку, который напомнил о себе спустя 74 года.
- Нам бабушка рассказывала о нем, - говорит Аниса, - но мы тогда малые были, слушали ее вполуха, не понимали всей важности… А теперь просто обязаны поведать эту историю и детям, и внукам, чтобы помнили, чтобы гордились.
Весной 2018 года в мемориальном комплексе, где в числе других похоронен и наш земляк Идрис Каримов, планируется собрать на большой «Вечер Памяти» всех детей, внуков, правнуков погибших красноармейцев из Азербайджана, Грузии, Казахстана, Украины, Узбекистана, а также Башкирии и многих других регионов страны. Ведь именно оттуда и призывались погибшие защитники Смоленщины.
- У нас с мамой теперь есть мечта, - делится Аниса Минибаевна, – побывать на этом вечере, на могиле дедушки, на той земле, где он погиб, пал смертью храбрых. Другой вопрос: будет ли возможность…