Все новости

Воронежские Колыбелки стали вечной колыбелью…

В историю каждой семьи, каждого рода нашей огромной страны буквально впечатаны шрамы глубоких ран и боль, имя которым - Великая Отечественная война. Память сердца - зов сквозь десятилетия Беседую с Фаридой Хадыевной Рафиковой, ветераном труда, заслуженным медицинским работником РБ. Она достала альбомы, бережно хранимые документы, исписанные убористым почерком тетради и начала свой рассказ:

Воронежские Колыбелки стали вечной колыбелью…
Воронежские Колыбелки стали вечной колыбелью…

- Наш дед Гильманов Шакирьян Гильфанович родился в деревне Сатлыки в 1904 году. Первая жена его вместе с сыном Гали уехала в Среднюю Азию,  Шакирьян-бабай привез Магафуру-аби из с.Кугарчи. Оба были религиозны, трудолюбивы, любили жизнь. Построив прекрасный дом с дощатой крышей, в то время, когда у большинства еще были соломенные кровли, держа скот, они старались преодолевать любые невзгоды. По воспоминаниям старожилов, дедушка был трудолюбивым, умным человеком, и его выбрали первым председателем колхоза «Искра». Возможно, поэтому ушел на фронт не сразу, а весной сорок второго года. Было ему на тот момент 38. Дома осталась жена Магафура Шарафутдиновна с четырьмя детьми: старший Ибрагим, младшие Исмагил, Камиль и дочь Фаузия (моя мама). Ушел воевать и сын от первой жены Галиулла, 1923 г.р., не успев даже жениться. Он погиб на фронте.

Деда с земляками направили в недавно организованную в Гафурийском районе 219 стрелковую дивизию. Затем их привезли в Воронежскую область в деревню Колыбелки на берегу Дона. Одновременно со сражениями за Воронеж ожесточенные бои велись по донской береговой линии. Буквально в первые месяцы службы они попали в самое пекло. Нужно было охранять переправу. И фашисты не смогли переправиться, такие бои шли сильные и столько много людей погибало. Это что-то страшное было. Вот туда дедушка попал, а в скором времени пришло известие о том, что он «без вести пропавший»

***

Еще в восьмидесятые годы наша племянница Гильманова Зиля Камильевна вела поиски, но, увы, безрезультатно. Позже, с появлением интернета, моя сестра Фания Идрисова начала  поиски в электронных источниках и вышла «на след».

После того как Фания обнаружила сведения, мой брат Мавликасов Хайдар Хадыевич связался с администрацией села Колыбелки Лискинского района, которая сразу же пригласила нас.

 Поехали туда 1 июня 2022 года вчетвером на машине: в числе внуков - я, старшая дочка Фаузии Шакирьяновны, Хайдар Хадыевич и Азат Хадыевич Гильмановы, и правнук Ильдар Раилевич Гильманов. Сколько было впечатлений. Очень хорошо встретили - с цветами прямо в школе. Иногда даже родных так не встречают. Нас ждали, настолько это было приятно. В музее подарили книги, описали военные события, рассказывали, как фашисты уничтожали мирное население. В то время там не немцы, а войска Румынии зверствовали, убивали. Издевались над женщинами, детьми, избивали стариков. Это вообще невозможно пересказать даже.  Во всем селе было больше 800 домов. А осталось всего триста. Они так и говорят: «Ваши деды приехали на помощь, благодаря им остались в живых наши предки».

Страшные бои  были, и в этих боях погибло очень-очень много воинов наших. По 100 человек иногда собирали за день. И вот только-только бои проходят, по берегу, возле реки, жители хоронят погибших наших солдат. Иногда, говорят, прямо волнами выкидывало их на сушу - ведь битва шла и в воде, и по берегу. И  никаких надписей, ничего такого не было. А этих наших дедов собрали и похоронили в Братской могиле - 67 человек, у некоторых нашли и зарегистрировали документы. В том числе и на Гильманова Шакира Гильмановича – санитара, из Кугарчинского военкомата СССР, где было указано, что у него есть жена Магафура и четверо детей.

Потом повели нас на мемориал рядом с Братской могилой. Такой уход там, так красиво все. Перед тем как туда ехать, мы были у бабушки и землю взяли, читали молитвы, насыпали ему родной землицы на место захоронения. А оттуда взяли и тоже привезли на могилу жены  и родного брата.

Как рады мы были, что туда съездили. Земляков много похоронено. В списках, если почитать, почти половина башкирских фамилий, потому что это была башкирская дивизия. Еще до нас дошла версия о том, что, оказывается, в Тупчаново жил один из его сослуживцев, очевидец того, как дедушка поплыл на лодке за раненым товарищем во время битвы, хотел спасти. И после этого уже не вернулся. А мы ничего этого не знали, нам уже потом рассказали. Еще обидно, нет фотографии - вообще ни одной.

Организаторы встречи нам говорили, что  этот мемориал хотят доделать. Вот такое отношение - очень им благодарны. Просто жители тех мест их так ждали, наших воинов…  как спасение. Очень жестокие были фашисты, обозленные, потому что эту переправу должны были взять. А им не давали, и если бы они прошли, это могло бы внести, рассуждают историки, непоправимый ущерб в исход Сталинградской битвы.

Во время той памятной поездки заезжали и в Волгоград на Мамаев Курган. А уже 22 июня нас пригласили на передачу на телеканал БСТ.

Не пропали, выдержали…

Сельчане хоть и сами голодали, но абсолютно все отправляли солдатам. Тогда был лозунг: «Все для фронта».

И после войны бабушке с детьми несладко пришлось – сами знаете, какое отношение было к семьям без вести пропавших. Старшего брата Ибрагима Шакирьяновича, который хотел поступить в лётное училище, не приняли. Наша мама не очень любила вспоминать о том времени, когда голодали. И все же помню, как однажды сказала с горечью: «Ой, что сейчас кушаем, это - рай». Вот как-то абсолютно есть нечего было, и бабушка пошла от кого-то там принесла чашку пшеницы. Поджарила немножко на огоньке. С улыбкой и смехом угощала нас и приговаривала,  чтобы потихоньку разжевывали каждое зернышко. Ей, ему, ему, этому - по ложке этих зерен насыпала и говорит: «Жуйте подольше, чтобы наесться», а потом пили чай с душицей. Как бы наша мама обрадовалась, узнав о том, что, наконец, появилось известие о дедушке. Она всё говорила, у людей отцы вернулись, хоть раз сказать бы «папа»…

Голодали по-страшному. У других фронтовики хоть вернулись – их семьям легче было жить, а так – и от государства никакого внимания. А ведь из четверых детей - старшему всего 12 было, а младшему два годика.

***

Бабушка – молодец, подняла всех, воспитала трудолюбивыми. В 14 лет старший сын Ибрагим начал работать и в совхозе, и шофёром, потом стал председателем Ибраевского совхоза, затем директором заготконторы. Очень умный, хорошо работал. Я благодарю Бога, что у меня такие родные, такая семья.

Мама, как восемь классов окончила, поступила в Мраковское педагогическое училище. Два года училась – каждую неделю в субботу пешком отсюда до Уваров ходила, и потом обратно с одним кругом домашнего хлеба. Жила на квартире, но судьба так сложилась, что учебу пришлось бросить. Она могла бы стать отличным преподавателем. Все, что мы не поняли в школе, мама объясняла нам дома. Была прекрасным психологом, могла всех помирить и сразу разрешить сложный вопрос.

Исмагил Шакирьянович отслужил в армии, окончил Белебеевское училище и всю жизнь в Кугарчинском совхозе работал механиком. Камиль Шакирьянович окончил сельхозинститут. Возглавлял «Сельхозтехнику», Кугарчинский совхоз, совхоз-техникум «Наумовский», и в районе у нас трудился руководителем в сельском хозяйстве.

***

Возвращаясь к теме разговора: мы бы ещё раз съездили туда. Вот организаторы повели нас группой по берегу и рассказывают, а мы смотрим, как широкая река и в самом деле не бурлит, а тихо-тихо несет свои воды. Поэтому, наверное, Тихий Дон называется. Там один мусульманин сказал нам: «Мы каждый раз приходим в Ураза-байрам, Курбан-байрам, читаем молитвы». Спасибо им огромное… Часто приезжают родственники погибших туда и говорят: «Такое отношение к нам, встречают нас. Как будто это мы воевали». Им отвечают: «Это за вас из-за ваших дедов мы вот сейчас живем, остались живы наши родители», - завершила свой рассказ Фания Хадыевна.

Я попросила ее подсчитать число внуков и правнуков. Их – 45 (!) – число, схожее с годом Победы. И это тоже победа, ведь жизнь Шакирьяна Гильфановича продолжается в них.

Неля КУШНЕРОВА.

Фото из архива Ф.Х.Рафиковой.

На снимке: Поколение благодарных потомков чтит память героев

 

О данном событии мы узнали благодаря письму родной сестры Фариды Хадыевны – Фании Идрисовой. Она пишет:

В этом году исполнится 79 лет, как мы живем под мирным небом. Все помним, какой ценой этот мир достался нашим предкам. В той войне проливали кровь и мои деды. Отец папы Мавликасов Шарафулла Хибатович с фронта вернулся тяжело раненым. Другой дед (герой статьи – Гильманов Ш.Г.).числился без вести пропавшим.

Благодаря ОБД «Мемориал», созданному по поручению Президента России,  нам удалось отыскать место захоронения нашего дорогого деда. Всего в этой могиле из 67 человек семеро покоятся из нашего района:

Антимонов Никифор, Башкирская АССР, д.Кузьминовка

Гильманов Шакир Гильфанович, 1904 г.р., д.Сатлыки

Огарков Дмитрий Антонович, 1909 г.р., д.Каран

Осипов Иван Борисович, 1896 г.р., с.Максютово

Сасалетин Егор Филимонович, 1904 г.р., д.Сатлыки

Утаров Габдыш Утарович, 1903, Новониколаевский с/с

Файкин Иван Тимофеевич, 1905 г.р., д.Алексеевка.

Может кто-то еще ищет своих предков и найдет в этом списке своих близких.

Автор:Неля Кушнерова
Читайте нас: