Беседуем с Людмилой Саитовной. Как? Где? Почему?
- Захотелось снова. Увидела объявление о продаже в Мелеузе и всё, вот оно, надо! Кстати, парень, продавший их нам, и с которым я усиленно торговалась, в итоге познакомился с нашей дочкой и стал зятем, - мы удивленно переглядываемся (!) и улыбаемся вместе с хозяйкой, которая в это время кормит чудо в перьях с руки хлебом (на снимке).
- Одну зиму прозимовали уже. Сарай с отоплением у них, есть бойлер, автопоилка, летом пасутся. Что едят? – Траву, комбикорм, сено. Хлеб, капусту любят. Растим мы их не для продажи, для себя. А по возрасту – они еще подростки.
В это время на зов хозяйки издалека, покачиваясь, семимильными шагами подбегает второй красавец с таким же удивительно изящным разрезом глаз, нежно-бирюзовым цветом шеи. И хотя Людмила добродушно разрешает нам войти внутрь загона, мы так и не решаемся: кто знает, что у них на уме - один клюв, что твоя ладонь! И мы просто наслаждаемся возможностью фиксировать на фотоаппарат этих крупнейших представителей птичьего царства...
Следующая диковина – вьетнамская черная свинья вислобрюхая - в момент приезда лежала со своим выводком, а один крохотный экземплярчик на тоненьких ножках трусил неподалеку, оглядываясь то на нас, то на свою внушительных размеров маму.
На цепи немного лениво созерцает двор настоящая лайка – Тарзан (говорят, его мать «на медведя» ходила). Рядом деловито бегает черненький и маленький Кузя, несмотря на свои малые габариты – он, оказывается, прекрасный помощник и строгий пастух, скотина его слушается. Людмила шутит: с ним тоже можно «на медведя»…
Было еще сильное желание у Людмилы – завести кота мейкуна. И вот зять подарил ей такого (на снимке).
– Мечты сбываются, - немного удивленно говорит она, гладя своего любимца. - Теперь вот мечтаю обзавестись гигантской улиткой ахатиной…
Мы берем на руки Барсика, на фоне которого обычные кошки кажутся просто «мелочью», и понимаем - что-то в этом есть. Эмоции описать трудно, но погладить такого котейку – отдельная радость.
Когда-то Людмила училась на филолога в Стерлитамакском пединституте. Но вот вернулся из армии Павел, и вышла синеокая красавица за него замуж, а взамен неоконченному филологическому - пришли семейные хлопоты и сельские заботы. Вместе супруги уже 31 год, из них почти 20 лет занимаются молокосбором: в Каране, Сапыково, х.Саратовский, д.Таваканово, есть у них клиенты - сдатчики и в Исимово, Салихово, Варваринке...
Имеются у Верясовых и свои коровы, в дальнейшем, возможно, будут обновлять, приобретать новых.
Детей выучили, Иван работает на Севере по вахтам, а дочь Елена с зятем Петром (он, кстати, ветеринар) тоже закупили коров, молоко сдают на Мелеузовский молокозавод. Видимо, сделали вывод, что можно и работать, и зарабатывать. Подарили троих внуков – чем не подарок для молодых и энергичных бабушки с дедушкой?
Во дворе хозяйка обустроила прекрасные уголки с цветами, а хозяин построил новую баню, где планируются полы с подогревом, душ и комната отдыха.
А с подругой Верой – верится в лучшее
В честь Года семьи Людмила Саитовна предложила нам написать о многодетной семье своей подруги Веры. Исходя из того, что мужья обеих: и Павел Алексеевич, и Сергей Андреевич в силу занятости так и не появились, мы сделали вывод об их безмерной скромности.
Пьянзина Вера Васильевна в течение многих лет одна из самых активных сдатчиц молока. Число буренок у них дома доходило до десяти. Работала в хозяйстве кассиром, дояркой. В прошлом году вышла на пенсию, в 50 лет - как многодетная мама пятерых детей. Их старшему сыну Василию – 32, он живет с семьей в Екатеринбурге, Сергей – строится в Мраково, Катя с мужем – построились в Ермолаевке, Таня учится в МБГ, а младший Александр – в 8 классе Сапыковской школы.
32 года супруги Пьянзины - вместе. За два года хозяин почти достроил новый дом (на снимке – подруги на лавочке на его фоне).
- В двух комнатах наклеили обои, в этом году собираемся перейти туда, - говорит Вера Васильевна.
- Тяжеловато, конечно, бывает сельчанам, работу найти, например... Сейчас из бюджетных организаций осталась только школа – одна на три деревни. Дворов меньше стало.
…Но если есть желание, жить можно… Мы же сами для себя стараемся, и для села. Администрация тоже нас не забывает, помогает.
Кроме домашних забот люблю цветы, это мое - для души.
- Она вообще активистка, - вступает в разговор Людмила Саитовна. - Вот уже много лет мы с ней наряжаемся после Нового года, ходим на Рождество колядовать. Традиция у нас такая, кто-то уже присоединяется к нам, люди ждут, даже столы накрывают.
…Легко и приятно глазу видеть раздолье и широту улиц Карана. Дышится здесь вольно. И те, кто это ценит, не покидают свой край, надеются, что благодаря самим каранцам и старые традиции будут сохраняться, и новые появятся.