В редакцию нашей газеты пришло письмо от тюлебаевца Дамира Аиткужина. По его словам, всю минувшую зиму они промучились с водой, вернее с ее отсутствием. Как признался автор, у деревенского пруда появился арендатор, который должным образом не следил за ним, в результате начали высыхать родники, колодцы в деревне остались без воды.
Цитируем его письмо: «Уважаемая редакция! Бытует известная поговорка: если прижали в прошлом году, то нечего кричать в этом. А кричать приходится.
… Идет 1976 год, январь месяц, в д.Тюлебаево в 4-ой бригаде колхоза «Сеятель» проходит отчетно-выборное собрание. Председателем был Вали Шаяхметович Газизов. Перед этим, в 1975 году, наша республика пережила страшнейшую засуху, как и многие регионы Поволжья и Урала. Колхоз практически всю зиму возил солому из Латвии. Речка Мряушля окончательно высохла. Но колхоз смог полностью сохранить поголовье скота.
На собрании В.Газизов заявил, что государство поможет нам построить пруд в деревне. Сказано – сделано. В конце лета 76-го он появился. Радости жителей были в избытке.
Молодежь и ребятишки купались, ловили рыбу, люди поили этой водой скот, а сама плотина служила как проезжая дорога.
Но примерно 7-8 лет назад всему этому пришел конец. Каким-то образом у пруда появился арендатор. За ним он не ухаживал, не подпускал ребятишек с удочками к воде. В конце осени всегда оставлял минимальное ее количество. А в прошлом году в октябре всю ее спустил вовсе. В результате через месяц начали высыхать родники, колодцы в деревне остались без воды. Пруд находится выше деревни на 20-25 метров и обеспечивал водой подземный водный бассейн. В результате мы всю зиму промучились без воды. У кого есть лошади, еще кое-как ее возили, а у кого нет транспорта, вообще не знали, что делать.
Весной в прошлом году пруд вовремя не был открыт, в итоге плотину размыло, по ней невозможно проехать. Ниже него образовался овраг длиною примерно 300 метров, глубиной 0,5 - 1,5 метра. Самое интересное, арендатор заявляет, что он взял только землю, которая находится под водой. А за воду должен отвечать кто-то другой.
На каких основаниях и кто давал ему землю под водой? В то время, после развала колхоза, сотни гектаров пустовали, сейчас они заросли бурьяном и кустарником, иные даже превращаются в лесные угодья. Кто давал землю, наверное, будет ссылаться на какие-то законы. Но их-то тоже придумывают люди, а не сверхъестественные силы. Надеемся, эта проблема не останется без внимания».
За разъяснениями мы обратились к главе администрации СП Иртюбякский сельсовет З.Узбекову, который дал нам ответы на вопросы нашего читателя:
- Пруд арендован на основании договора аренды земельного участка №258-2011 от 11.11.2011 года, где оговариваются условия аренды. Ее срок - с 2011 по 2031 год.
До 2011 года пруд не имел как таковых хозяев, являлся бесхозным, представлял угрозу затопления некоторых домов и сараев во время весеннего половодья, размывал берега. Цель аренды - разведение рыбы для реализации населению. Но должного результата не было в связи с тем, что местное население и приезжие при отсутствии хозяев вылавливали сетями рыбу.
Контрольный спуск воды всегда производился вовремя: перед весенним половодьем и осенью. Действительно осенью 2018 года была спущена вода. Из-за засушливой погоды и обмеления родников выше пруда он не смог набрать необходимое количество воды. Может быть, и из-за этого зимой в колодцах ее имелось мало. До арендатора это было доведено словесно при комиссионной проверке гидротехнического сооружения (ГТС), и впредь он обещал не производить сброс воды до минимального уровня, а отлов рыбы осуществлять при помощи сетей.
Никакого запрета на купание и рыбалку удочками арендатор не озвучивал, лишь на браконьерский отлов (сетями, электроудочками).
Со стороны населения наблюдалось, конечно, неуважительное отношение к пруду: постоянно срывались таблички, надписи, что рыбалка запрещена и пруд арендован. Оставлялось много мусора после активного летнего отдыха на берегу: пластик, стекло и т.д.
По существующим правилам и закону на территории РБ и РФ ни одно ГТС не должно быть заброшенным и без хозяев. Арендаторы обязаны развивать производство, платить арендную плату, контролировать уровень воды. После развала колхозов, как пишет автор, этот пруд так и не имел владельца, и местное население не взяло его для организации производства (рыболовства).
В настоящее время сельское поселение оформило право собственности на данное ГТС. Овраг длиною примерно 300 м и глубиной 0,5-1,5 м, как сообщает Д. Аиткужин - это «работа» воды за все предшествующие годы.
В настоящее время летом отдыхать на пруду (купаться) можно, скот туда пускают на водопой, оградительные сооружения отсутствуют - свободный доступ, только закрыто на замок место, где регулируется сброс воды (шлюзы). Ежегодно комиссией осенью и весной проверяется состояние ГТС и составляются акты».
Время мимолетно. На календаре вот-вот появится первый день лета, после – осень, зима. Надеемся, население вышеуказанной деревни не столкнется в текущем году с подобной проблемой. Авось и жителям других сел с наступлением жаркой погоды не придется вспоминать о том, каково это - стирать в ночное время, после 24.00 набирать воду во всю имеющуюся тару, поливать грядки при свете фонаря...
Подготовила Анастасия ПЕСТЕХА.