Все новости

История одного оперативника

Как в нашем районе расследовали преступления в лихие 90-е …Молодой лейтенант тогда и не подозревал, что ждет его впереди. Шли лихие 90-е. Кругом - поголовное воровство, пьянство, убийство, грабежи, разбои… - Много тогда происшествий было, вплоть до заказных убийств и разбойных нападений на дальнобойщиков на трассах: их грабили, а машины сжигали. Каждую неделю «летели» по два-три магазина, в колхозах «тащили» все, что плохо лежит: и скот, и технику. Квартирных краж было огромное количество, металл воровали, электропровода снимали, - шокирует своим рассказом Вячеслав Александрович. С трудом верится, что такое возможно в нашей глубинке. При этом нередко здесь орудовали «залетные» ребята - городские. Одной банде даже присвоили квалификацию ОПГ (организованная преступная группа) – 18 фактов ограбления магазинов.

В последнее время стали очень популярны кинофильмы и сериалы о сотрудниках полиции в целом и уголовного розыска в частности. Все эти погони, засады, раскрытие мудреных преступлений по одному отпечатку пальца и наивные преступники, которые мгновенно «колются», завидев представителя закона. Это по телевизору. В жизни, увы или к счастью, все иначе. А как? Об этом рассказал нам бывший начальник уголовного розыска нашего района, майор в отставке Вячеслав Щербаков.

- В кино добрая половина – художественный вымысел, чтобы интереснее было смотреть, - говорит он.

«Лихие 90-е»

Родился Вячеслав Александрович в Мраково. Окончил Нижегородское высшее военно-командное училище, попал по распределению в Новосибирск.

Период развала Вооруженных сил страны пришелся как раз на момент его службы в армии. Многие молодые офицеры тогда были вынуждены уйти, многие попали под сокращение. В 1994 году он вернулся в родное село и тут же устроился оперуполномоченным в уголовный розыск.

Молодой лейтенант тогда и не подозревал, что ждет его впереди. Шли лихие 90-е. Кругом - поголовное воровство, пьянство, убийство, грабежи, разбои…

- Преступлений совершалось гораздо больше, чем сейчас. Мы дома практически не появлялись. Был период, когда зарплату выдавали продуктами: сахаром, мукой… Так что можно смело сказать: мы работали не за деньги. Но всегда по совести, - вспоминает он.

В отделении тогда трудились шесть сотрудников, и именно им приходилось раскрывать все эти многочисленные нарушения закона.

- Много тогда происшествий было, вплоть до заказных убийств и разбойных нападений на дальнобойщиков на трассах: их грабили, а машины сжигали. Каждую неделю «летели» по два-три магазина, в колхозах «тащили» все, что плохо лежит: и скот, и технику. Квартирных краж - огромное количество, металл воровали, электропровода снимали, - шокирует своим рассказом Вячеслав Александрович. С трудом верится, что такое возможно в нашей глубинке. При этом нередко здесь орудовали «залетные» ребята - городские. Одной банде даже присвоили квалификацию ОПГ (организованная преступная группа) – 18 фактов ограбления магазинов.

Обязательным требованием к сотруднику милиции было специальное образование, поэтому инженер по эксплуатации радиотехнических средств Щербаков вначале прошел обучение в учебном центре в Уфе, а в последующем получил юридическую специальность.

В 2000 г. он стал уже старшим оперуполномоченным. Помимо раскрытия преступлений в качестве дополнительной нагрузки у него был розыск преступников, которые скрывались от следствия, и без вести пропавших граждан.

- По всей России за ними пришлось поездить, - говорит Вячеслав Александрович.
Опасная командировка

В 2001 году в каждый отдел милиции пришла разнарядка на отправку сотрудников в Чечню, где тогда еще шли боевые действия. В числе тех, кто поехал исполнять свой долг, был и мой собеседник.

Специфика работы там, в поселке Рошни-Чу Урус-Мартановского района, другая. Кругом шастали банды до тысячи боевиков в каждой. Наши базировались у самого предгорья Кавказа. В их числе - 18 милиционеров, около 50 бойцов внутренних войск.

- Задачей стояло налаживание контактов с местным населением, получение информации о лицах, причастных к участию в бандформированиях, и о схронах боевого, стрелкового оружия. Ну, и защита населения: боевики много гражданских уничтожали. Очень опасно было на дорогах: засады нам устраивали, минировали переезды. Бывали ночные обстрелы, - вспоминает Вячеслав Александрович, который три месяца провел в этой командировке. Там-то ему и пригодились навыки, полученные в армии: у молодого милиционера была отличная физическая подготовка. К тому же он знал многие виды оружия.
Один в поле не воин

По возвращении из Чечни продолжил службу в отделе. Вскоре его назначили начальником уголовного розыска.

- Когда только устроился на работу, мне выдали мотоцикл «Урал». У всех сотрудников они - желтого цвета, а у оперативников - серого. Выезжали на нем на происшествия по всему району, - с улыбкой рассказывает Вячеслав Щербаков. И продолжает вспоминать, как приходилось сутками сидеть в засаде на чердаке девятиэтажки в каком-нибудь городе, как обнаружили в Новотроицке Оренбургской области бандитов, орудовавших в нашем районе, а по прибытии туда целый час, пока не подошло подкрепление, держал их, четверых, на мушке. Прямо посреди жилого квартала.

- Нам местные, конечно, помогали, солидарность у нас была, братство… Но основную работу делали сами. При этом нельзя бить в грудь кулаком и утверждать, что то или иное преступление раскрыл я! Один в поле не воин. Вся наша работа – это слаженный комплекс, взаимодействие. И лучший результат достигается, когда работаешь в паре, сообща. Мы и теперь общаемся, дружим. Многое вместе пришлось повидать, полностью себя работе отдавали, затягивала она нас. Или воспитание такое…, - рассуждает мой собеседник.
Оперативник – тот же психолог

Интересуюсь, что же толкало людей на преступления? С кражами все понятно: тяжелая экономическая ситуация, безработица, отсутствие средств к существованию. А убийства?

- Львиная доля подобного рода преступлений происходила в состоянии алкогольного опьянения, - отвечает Вячеслав Александрович. – Но были и заказные. Там уже личная неприязнь замешана. Нам и такие ситуации попадались. Помню, после неудачной попытки покушения жертва получила ранение в живот, а приезжий киллер и оружие – пистолет с глушителем – обнаружены в одном из близлежащих городов.

Были в те времена и наркоторговцы. Сотрудники милиции привлекали нарушителей закона за хранение и изготовление наркотиков в основном растительного происхождения.

- Города в те времена погрязли в этом дурмане, у нас обстановка была поспокойнее. Хотя и притоны, бывало, «накрывали», - рассказывает он.

После поведанных историй становится интересно, как же выводили преступников на чистую воду, как добивались признаний.

- Здесь важно уметь определить характер каждого, кто сидит перед тобой в кабинете, будь то грабитель или убийца. И отсюда уже выбирать методы работы. Кого-то можно просто уговорить на признание, с кем-то пойти на компромисс, а кому-то нужна и более душевная беседа. Вот так посидишь всю ночь на допросе, пренебрегая сном, пообщаешься, и получишь необходимую информацию, - делится своим опытом наш герой. – А потом встречаешься с тем, кого когда-то ловил, а он тебе спасибо говорит. Встал на путь исправления, отбыл наказание, начал новую жизнь. И такое бывает…

Многое изменилось с тех пор, как в 2010 году Вячеслав Александрович ушел в отставку. Например, раньше не было столько бумажной работы.

- Не поверите, но одной печатной машинки «Башкирия» хватало на все отделение уголовного розыска: планы на ней набирали, справки, отказные постановления. Протоколы, даже дела писали от руки, в том числе секретные. А потом началось: сначала пошли электронные машинки, затем – компьютеры. И с каждым из новшеств технического прогресса росло количество необходимых бумаг.
Династия блюстителей закона

Так уж случилось, что все трое братьев Щербаковых служили в милиции, ныне – полиции. Старший брат - полковник в отставке, живет в Саратове, в свое время занимал высокий пост. Средний – Вячеслав – долгие годы отдал работе в милиции. Младший сейчас в Москве, подполковник полиции.

Время берет свое, но, несмотря ни на что, майор в отставке гордится тем, что ему удалось принести огромную пользу людям и государству.

- Население нас очень уважало. Бывало, приедешь в какую деревню на расследование, а тебя каждый второй в гости приглашает, обедать зовет.

Сейчас он трудится управляющим кредитным кооперативом, занимается пчеловодством. Ежегодно в день празднования Великой Победы он с честью и гордо шествует во главе группы знаменосцев.

У моего собеседника – прекрасная семья: супруга Наталья занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, дочь окончила УГНТУ, сын ходит в школу. И дата 5 октября – особенная для каждого из них: они отмечают свои профессиональные праздники - День учителя и День сотрудника уголовного розыска. А еще именно 5 октября 1995 года чета Щербаковых скрепила себя узами законного брака.
Призовое место по республике

- Славно тогда работали, - вторит Вячеславу Александровичу председатель Совета ветеранов ОМВД района Гилфан Вагапов. Он вспоминает тех, кто в свое время долгие годы отдал службе в уголовном розыске: Валий Саитбатталов, Тагир Саттаров, Виктор Рябов, Шакир Баймурзин, Нурулла Салихов, Загир Байназаров, Филюс Мрясов, Мират Рыскулов, Николай Филиппов, Алик Ибрагимов и многие другие.

- Мы со временем никогда не считались, техники такой, как теперь, не было, зато было огромное желание трудиться, - вспоминает он. – Очень дружно жили, хорошо выполняли свои задачи, так, что по результатам работы даже занимали призовые места среди отделов южной зоны, - с гордостью говорит Гилфан Сулпанович.
На снимке: Вячеслав Щербаков в годы работы начальником уголовного розыска.

Фото из личного архива В.Щербакова.
Читайте нас: