30 лет назад были выведены из Афганистана войска Советского Союза. Там воевали тысячи обычных советских парней, вчерашних мальчишек, ставших в одночасье воинами-интернационалистами. Многие из них так и остались 19-20-летними…
Кто-то скажет, что это несправедливо, кто-то резонно ответит, что таковы были реалии того времени. Все эти девять лет СССР мешал вольничать террористам, торговцам оружием, наркотиками, возвел там немало домов и объектов социальной инфраструктуры.
Даже сейчас, спустя годы, сами афганские моджахеды в интервью иностранным журналистам признают, что «шурави» (так называли они наших ребят) были честными солдатами, воевавшими лицом к лицу.
…Водитель останавливает машину в центре деревни Мурадым. Под ногами поскрипывает снег, огромная пушистая собака мирно трусит возле нас до входной двери. Здороваемся, как оказалось, с родственником, которому хозяин велел передать нам, что его нет дома. Мы решили быть более настойчивыми и дожидаться героя нашей будущей статьи.
«Отсидеться» ему в сарае, где он смотрел за скотиной, не удалось, пришлось вернуться в дом к нежданным гостям из редакции.
- Завтра должен был быть в Москве. Наши сослуживцы по традиции собираются, друзья меня звали, но вот, не поехал…
Нас было пятеро детей. Получилось, служили мы все -четверо братьев, но воевал лишь я и мой отец Шарифьян. В память о нем остались фронтовые награды, у нас и дни рождения совпадают – 25 мая (хоть и записали меня в сельсовете 23 июня), и ранены оба в один день – 14 ноября, - говорит Халит Кутлугильдин, ветеран афганской войны.
Вот только орден у него другой – Красной звезды, врученный в 1982 году. Приуменьшает собеседник число ранений, полученных в одной из перестрелок, мало говорит о себе, своей воинской службе, больше о детях, о жене, ушедшей в прошлом году по болезни из жизни…
После 10 классов Юлдыбаевской школы, как и многие сельские ребята, выучился на шофера в СПТУ в с.Мраково. В армию ушел 12 октября 1979 года, а 19 октября был уже в Кишиневе (столице тогдашней советской республики Молдавии).
- Как только советские войска ввели в Афган, из соседней 103-ей Витебской дивизии подняли туда 40 самолетов, а нашу 104-ю Болгарскую - отправили на границу с Румынией, - вспоминает Халит Шарифьянович.
- Меня пять раз вызывали в полк. Генерал задавал один и тот же вопрос о моем согласии ехать в зону вооруженного конфликта, я отвечал, что присягал Советскому Союзу, и буду служить там, куда пошлет Родина.
14 апреля, после месяца учебки на Украине, мы были уже в Кабуле. Только из моей дивизии 80 башкирских ребят прибыло. Со мной служили земляки Вахит Тазетдинов, Фидат Заитов, Гарифьян Казбаков… Встречаемся с ними и теперь постоянно, - делится ветеран.
…Демобилизовался в 1981 году по ранению после 4 месяцев, проведенных в военном госпитале г.Уфы.
В 1982-м поступил в сельхозинститут. Во время учебы несколько лет был депутатом Совета Октябрьского района г.Уфы, работал заместителем председателя комитета по делам молодежи. После окончания учебы, приехал по направлению агрономом в отд.Димитрова совхоза «Искра», в 1990-м перешел управляющим в отд.Багдашкино этого же хозяйства.
С женой Гульфией столкнулись на одной из «генеральных уборок», которые молодежь регулярно проводила после танцев. Клуба ведь у них тогда не было, поэтому собирались то в красном уголке, то еще где разрешат. А затем по очереди дежурили, убирались. Так, в октябре познакомились, а 8 марта сыграли свадьбу. Прожили 32 года и три месяца, вырастили троих детей: старшая, Айгуль, замужем – родила двоих внучат, Фануза учится в Уфимском кооперативном институте, Айрат на 1 курсе нефтяного колледжа.
Дом по-прежнему хранит уют и порядок, заведенный хозяйкой. Пока мы говорили с Халитом, пришли в гости зять с очаровательной внучкой. Она устроилась играть на компьютере в шахматы, и, к великому сожалению, наотрез отказалась фотографироваться с дедом для газеты.
10 лет Халит Шарифьянович был начальником охраны в парке «Мурадымово», теперь трудится охранником в детском оздоровительном центре. Наш герой не сетует на то, что местные медики не приняли к сведению неоднократные направления уфимских врачей на присвоение ему группы инвалидности по ранению, как военнослужащему, теперь дали третью – по болезни сердца. Занимается пчеловодством, держит корову, овец, козу молочной породы.