- Ирина Геннадьевна, на Ваш взгляд, десятилетие–два назад люди были грамотнее? И что, по-Вашему, означает это понятие?
- Что такое грамотность? Только ли это умение читать и писать на родном языке? Сейчас не найти человека, который не владел бы этими навыками, однако назвать всех людей грамотными язык не поворачивается. Все-таки грамотность – это нечто большее. Я считаю, что каждому необходимо иметь широкий кругозор, чтобы другим людям было интересно поддерживать с вами разговор, уметь использовать свои знания на практике. К примеру, человек, интересующийся политикой, всегда сможет поделиться своей точкой зрения о какой-либо ситуации в мире. А для того, чтобы быть осведомленным в данной области, стоит всего-то читать газеты и слушать новости и, конечно, уметь отличать факты от мнений. Мой совет: постоянно, изо дня в день работать над собой, не останавливаясь в своем развитии.
- Получается, разговоры о катастрофической неосведомленности не оправданы?
- Возгласы о катастрофической безграмотности, о небывалом падении уровня владения русским языком, на мой взгляд, не вполне отражают реальную ситуацию. Просто сейчас письменная речь стала публичной. Если еще пару десятилетий назад все доступные тексты были выверены редакторами, корректорами, одним словом, обработаны профессионалами, то сейчас эта задача ложится на плечи создателей и издателей текстов, то есть людей, которые ежедневно оставляют записи в соцсетях, блогах, на сайтах и еще много где. Это и дает почву для таких пессимистичных рассуждений. Почитайте личную переписку двадцати –тридцати -пятидесятилетней давности, и уровень грамотности среднестатистического россиянина в ней вряд ли будет выше нынешнего.
- В последние годы именно в Вашей школе результаты ЕГЭ по русскому языку - наилучшие в районе. При подготовке выпускников на что Вы опираетесь?
- Результаты единого государственного экзамена у учащихся лучшие благодаря сочинениям, то есть заданию 26. На одних тестах больших баллов не наберёшь. Хорошие сочинения только у начитанных обучающихся. Готовясь к экзамену по русскому языку, отдаю предпочтение работе с художественными произведениями. Постоянно повторяю ученикам фразу: «Кто читает, тот мыслит».
- Значит, Вы согласны с мнением, что кто много читает, тот гораздо грамотнее тех, кто не любит это занятие?
- Конечно же, как учитель русского языка и литературы, я постоянно внушаю и детям, и родителям, что нужно больше читать. И это действительно хороший совет. Читая, человек пополняет свой словарный запас, а встретив незнакомое слово, заглядывает в словарь, а значит, получает дополнительные знания. Кроме того, книга является нескончаемым источником идей.
- У подростков, да пожалуй, и тех, кто только начал осваивать букварь, живое общение переместилось в виртуальный мир! Дети погружены в компьютеры, телефоны… Повлияло ли это на то, что они стали хуже излагать свои мысли?
- XXI век не зря называют веком технологий. Каждый ребенок с ранних лет умеет пользоваться компьютером. И хоть многие родители недовольны этим, они не учитывают, что таким образом дети получают в пять раз больше информации, чем три десятилетия назад. В наше время технические навыки являются условием для принятия на любую работу, ведь почти вся информация хранится в электронном виде на различных устройствах. В быту мы настолько зависим от всяческих приборов, приспособлений, техники, что даже и представить не можем, как бы мы без них обходились.
- Что бы Вы хотели пожелать сегодняшним выпускникам, тем, кто только вступил в ряды школьников, и, конечно, их родителям?
- Самое важное – оставаться культурным человеком, который умеет себя контролировать, всегда вежлив, умеет слушать других и вставлять в общем разговоре в нужный момент свое слово. Если же вы не можете воспользоваться своими знаниями, они полностью теряют свою ценность. Грамотным с уверенностью можно называть интеллигентного и воспитанного человека. Ведь всегда нужно помнить, что «встречают по одежке, а провожают по уму». Повседневная жизнь практически каждого заставляет работать с текстами, и умение писать без ошибок становится одной из ключевых компетенций человека.
Беседовала Анастасия ВАСИЛЬЕВА.