Все новости
Образование
21 Февраля 2019, 18:15

Без школы у села нет будущего

В первом форуме школьного образования «Взлетай», а именно на дискуссионной площадке «Учитель на селе: усиление позиций», приняла участие учитель биологии и химии школы им.З.Биишевой с.Мраково Зухра Тухватуллина. В своем выступлении на тему «Молодой педагог в сельском образовательном учреждении. Проблемы становления» она рассказала о трудностях, с которыми сталкиваются молодые учителя из деревень.

По возвращении З.Тухватуллиной с форума нам удалось побеседовать с ней.

- Зухра Рафисовна, по-Вашему, учитель – это призвание?

- Бесспорно. Его становление происходит гораздо сложнее, чем человека любой другой профессии. Для успешного развития ему недостаточно иметь багаж знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший наставник должен быть и педагогом, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, пробудить интерес к тому предмету, который преподает.

Будучи еще ребенком, я мечтала быть учителем, поэтому, окончив 11 класс, ни на секунду не задумываясь, поступила в Башкирский государственный педагогический университет на естественно-географический факультет по специализации «Химия». По его завершении решила вернуться в село.

- С какими трудностями Вам пришлось столкнуться?

- По приезду в Мраково выяснилось, что в районе нет свободной вакансии, то есть недостаточный уровень преемственности между вузами и муниципалитетами, обозначилась проблема в отсутствии жилья и перспектив им обзавестись. Для молодых учителей нет единой программы по их поддержке. К тому же руководители образовательных организаций порой к выпускникам предъявляют высокие требования: стаж, категорию, багаж умений и навыков. Но откуда они могут быть у начинающего трудовой путь человека?

Как только появилась вакансия в школе им.З.Биишевой с.Мраково, я с удовольствием приступила к обязанностям. Коллектив меня принял тепло. Директор Арсланбаев Ильшат Ришатович совместно с заместителем по учебно–воспитательной работе Фаткуллиной Фаягуль Минхатовной определили мне педагога-наставника - Ширшову Наталью Анатольевну. Вместе мы разработали план и траекторию моего личностного становления.

Из года в год мои обучающиеся становятся победителями и призерами районных конкурсов, олимпиад, показывают высокие результаты при прохождении ГИА. Я и сама постоянно участвую в состязаниях профессионального мастерства, являюсь победителем конкурса «Молодой учитель года-2019» на муниципальном этапе, республиканского конкурса молодых учителей на соискание грантов Республики Башкортостан, в марте текущего года буду защищать честь района на региональном уровне. Стараюсь работать над профессиональным ростом, в 2017-2018 учебном году прошла курсы повышения квалификации на базе Института развития образования РБ и стала экспертом по проверке ОГЭ по биологии, за высокие результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения награждена Благодарственным письмом главы Администрации района. К тому же я являюсь руководителем районного методического объединения учителей биологии.

- К какому выводу Вы пришли, подготавливая свое выступление на форум?

- Взвешивая все плюсы и минусы, я, как сельский учитель, для себя все же нахожу больше положительного. Но обозначенные мной проблемы действительно имеют место быть. Если такая тенденция сохранится, то, считаю, через десятилетие на селе некому будет учить детей, т.к педагогические коллективы стареют. Приведу пример: в нашем районе на сегодняшний день работают 512 педагогов, из них в возрасте от 21 до 30 лет - 43, от 55 до 64 лет - 88. Доля учителей пенсионного возраста в образовательных учреждениях составляет 17%, а молодых специалистов – только 8%.

Интересен тот факт, что из Кугарчинского района со мной одновременно поступали четыре выпускника, но, окончив вуз, они не поспешили трудоустраиваться в школу. Многие одногруппники, кстати, из-за отмеченных мной «минусов» не стали педагогами, а нашли себя в других сферах. Поэтому, вывод один: необходимо привлекать молодых учителей в село. Ведь если их не будет, то закроются школы, а разве без образовательного учреждения есть будущее у деревни? Дети уже сегодня должны быть уверенными в том, что они нужны родному селу, родной республике.

Подготовила Анастасия ПЕСТЕХА.