Врачу может грозить до 5 лет лишения свободы
17 марта в Октябрьском районном суде Уфы состоялось третье по счету судебное заседание по резонансному делу о смерти новорожденной девочки в уфимской частной клинике «Мать и дитя» в результате так называемых экспериментальных родов. За три года, что расследуется этот случай, собрано 10 томов уголовного дела. А врач, которую супруги Карповы обвиняют в смерти своей малышки, продолжает работать и принимать роды в той же клинике.
Ольга и Артем Карповы в ходе судебного заседания то и дело вытирали глаза от набегающих слез. Несмотря на то, что прошло уже три года, случившееся в мае 2019 года событие до сих пор у них перед глазами в мельчайших деталях. Врач Лариса Грачева сидела, потупив взор, теребила пальцы и выглядела очень подавленной. Но выражение лица оставалось каменным.
Ребенок, к появлению которого тщательно готовились родители, должен был появиться в уфимской клинике «Мать и дитя». Это платная клиника. Карповы планировали роды, понимая, что возраст матери 35 лет. В семье уже росли двое здоровых детей, третий тоже должен был родиться здоровым. Беременность протекала хорошо.
Артем не смог сдержать слез.
Беременность Ольги действительно проходила без проблем. Было только одно но: ребенок рос в животе крупным – весом почти 5 килограмм и ростом 60 см.
Согласно клиническим рекомендациям Минздрава РФ («Роды одноплодные, родоразрешение путем кесарева сечения» - прим.ред.), большой предполагаемый вес ребенка в 4000-4500 граммов и более является показанием к проведению планового кесарева сечения.
По словам Ольги Карповой, врач-акушер Грачева, с которой Ольга заключила индивидуальный договор на ведение беременности и родов, посоветовала рожать естественным путем, а дальше, мол, посмотрим.
Схватки начались в 7 часов утра 16 мая 2019 года. Ольга сообщила об этом по телефону Грачевой, но врач сказала ей не волноваться и ждать, когда боли станут нестерпимыми. Вечером, примерно в 19.00 часов, супруги поехали в клинику. В палате из-за огромного живота Ольга не могла даже лежать, потому сидела на фитбольном мяче. Когда боли стали невыносимыми, она попросила обезболивающее. Но первый раз эффекта не было. Поэтому обезболить ее удалось только через полтора часа.
– Потом я узнал, что Оле вообще повезло, – сказал Артем. – Когда неправильно делают анестезию, то есть она не действует, можно покалечить человека и его парализует.
По рассказам супругов, несмотря на хваленый сервис платной клиники, в палате они почти все время были одни. Около часа ночи женщине стало плохо, ее затрясло, затошнило, она чуть ли не теряла сознание из-за высокого давления. Муж несколько раз бегал по коридору и искал врачей, акушерка предложила только сладкий чай с шоколадкой. Он чуть-чуть помог.
– Я чувствовал себя врачом, – рассказал Артем. – Боялся оставлять супругу, потому что рожали уже 15 часов. Это у нас третьи роды, на прошлых дети появлялись спустя 9 часов и меньше. Я даже подходил к Грачевой и спрашивал ее, все ли в порядке. Но она настаивала на своем.
В два часа ночи зашла врач и осмотрела пациентку. Околоплодные воды не отошли при раскрытии матки на 8 см, и Грачева ускорила этот процесс. К 3 часам у Ольги поднялась температура. Муж снова побежал за помощью. Женщине дали жаропонижающее. Она хотела подремать, но не получалось. В 4 часа Грачева заглянула к пациентке, но не стала ее осматривать. Просто села рядом на стуле.
Рассказывая о том, что происходило в следующие часы, Ольга разрыдалась. В 5:50 Грачева забежала в палату со взъерошенными волосами и без медицинской одежды, даже шапочки для волос не было. Супруги считают, что она за эти пару часов уснула.
Ольге сказали тужиться. Грачева принимала ребенка одна с акушеркой. Малышка застряла – врач потянула ее, по ощущениям Ольги, за подмышки. Показалась головка ребенка.
– И тут наступила гробовая тишина, – вспоминает Ольга. – Все в комнате застыли в оцепенении. Вызвали другого врача, но она просто стояла и ничем не помогала.
– Я тогда был уже в коридоре, – вспоминает Артем. – Все замолчали, и тихо было несколько минут. Я сполз по стенке и молил бога, чтобы крик был.
Ребенок родился мертвым. Реаниматологи даже уже не пытались его спасти – Грачева сама это делала, но без толку. После матери дали снотворное, хотя она отказывалась. Артем остался в палате один на один с произошедшим.
По словам Карповых, врач им не объяснила, почему ребенок умер.
– Я подошел к Грачевой, – сказал Артем. – Она ответила: «А я все правильно делала. Мы же родили естественным путём».
Через некоторое время Ольга очнулась и попросила проститься с дочерью. Артема проводили к младенцу. По его словам, девочка лежала в «обычном пакете, как из супермаркета». Мужчина попросил по-человечески завернуть малыша в пеленки и показал Ольге.
Больше Грачева, говорят супруги, не заходила в палату и даже не извинилась, не посочувствовала им.
Позже экспертиза показала, что девочка умерла от внутриутробной гипоксии, то есть от недостатка кислорода в ходе родов. В материалах уголовного дела указано, что именно бездействие врача привело к таким последствиям и что ребенка можно было спасти
По мнению Артема, Грачева хотела поставить своеобразный рекорд по рождению самого крупного ребенка в Башкирии естественным путем и поэтому отказалась от кесарева сечения. Мужчина называет смерть малышки умышленным убийством.
– Я бы все ей отдал. Пусть бы она жила. Сам бы умер вместо нее. Это надо было постараться – погубить такого здорового ребенка, – Артем повернулся к Грачевой: – И за что вы так с нами? Эта девочка была копия меня, здоровенькая, хорошая. – Сам он очень высокий и крепкий мужчина с уверенным выразительным взглядом.
Судья прервал Артема и попросил говорить по существу, хотя и посочувствовал горю родителей. Грачева на обвинения Артема промолчала. Но когда появился шанс задать вопрос, она высказалась.
– Артем, я неоднократно пыталась связаться с вами и с супругой через главного врача, – заявила она. – Были звонки о том, когда Ольге будет удобно со мной поговорить. Беда в том, что нас, к сожалению, не учат работать с утратами. И я впервые в жизни встретилась с таким печальным результатом. Конечно, это и для меня огромный рубец на сердце. Я в течение трех лет каждый день просыпаюсь с мыслями о ваших родах.
Артем на это ответил, что у Грачевой были номера телефонов его и супруги.
Фото: vk.com / Лариса Грачева
Во время заседания защитник врача несколько раз пытался заявить, что слова Карповых не сходятся с их предыдущими показаниями, но не смог объяснить, как именно. Судья ответил, что в показаниях не было противоречий, только пару фраз супруги сказали немного не так.
Поговорить с Ларисой Грачевой нам не удалось, она избегала журналистов. Мы дозвонились до владельца клиники «Мать и Дитя» Марка Курцера и попросили прокомментировать судебное заседание в Уфе по факту смерти ребенка в его клинике. Однако он попросил позвонить в уфимский филиал.
– Там вам дадут комментарий, – заверил Курцер.
Однако директор Полина Коршикова не взяла трубку, несмотря на настойчивые звонки.
Пруфы.рф ранее писали об этой истории. Наша редакция продолжает следить за этой историей.
Источник: Пруфы.рф