В ходе ремонтных работ активно внедряются применяемые на федеральных трассах и доказавшие свою результативность передовые практики. В числе эффективных решений, реализуемых в российских субъектах, — технология холодного ресайклинга, методика объемного проектирования асфальтобетонных смесей, устройство тонких слоев износа, использование геосинтетических материалов, применение щебеночно-мастичного асфальтобетона.
По итогам 2019 года доля контрактов, в которых было предусмотрено использование новых технологий, составила более 45 % при плановом значении в 10 %. Успешную практику продолжили и в 2020 году: сейчас более половины заключенных по нацпроекту контрактов (54,38 %) предусматривают использование современных технологий и материалов.
Новейшие методики ремонта дорог активно используют в Мурманской области. Так, на автоподъезде к поселку городского типа Никель протяженностью более 3 км и участках автомобильной дороги Заполярный – Сальмиярви общей протяженностью более 9 км применена технология холодного ресайклинга. Суть методики заключается в измельчении и перемешивании существующего асфальтобетонного покрытия и слоя нижележащего материала с добавлением связующих материалов. В результате получается прочное однородное дорожное основание, на которое позже укладывается новое асфальтобетонное покрытие.
«Такой метод повышает износоустойчивость отремонтированного полотна. Заполярный климат — не самые простые условия для работы дорожников, нам важно, что северные магистрали служили людям и экономике как можно дольше», — отмечает министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Артём Гришин.
Также в числе используемых регионами технологий — методика объемного проектирования асфальтобетонных смесей. В частности, ее применяют при ремонте трассы Петропавловск – Камчатский – Мильково в Камчатском крае. Это первый участок в регионе, который ремонтируется по такой технологии.
Асфальтобетонная смесь состоит из минеральной части, нефтебитума, а также специальных добавок, которые улучшают адгезионные качества смеси, за счет этого улучшается сцепление каменных материалов с битумом.
«Система объемного проектирования хороша тем, что разработка качественного состава асфальтобетонной смеси идет собственными силами на специальном оборудовании. То есть если раньше это все было согласно ГОСТам, везде укладывали одинаковый асфальт, то сейчас под данные материалы, которые мы имеем, мы подбираем зерновой состав. Под нашу дорожно-климатическую зону мы подбираем нефтебитум, и в него мы вмешиваем добавки, которые улучшают характеристики битума», — пояснил инженер-лаборант Андрей Синельников.