- Родился я в Юмагузино. В раннем моем детстве мы переехали в Мраково. В 7 классе я уже играл на бас-гитаре на танцах, даже зарабатывал на этом. Где научился? Сам. Старшие товарищи «поднатаскали». Так и втянулся.
После школы был принят на работу в РДК художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля «Агидель». В мае 1982-го призвали в армию.
Служил на Дальнем Востоке в мотострелковых войсках. Был внештатным музыкантом в духовом оркестре, играл на танцах и концертах в поселке Пограничный Приморского края. Такая творческая служба получилась. Но это не значит, что все два года только пели и играли, нет. И на боевые дежурства заступал, и на стрельбища выезжал...
В 1984 году вернулся домой. Даже представления не имел, чем буду заниматься. И тут случайно встретил тогдашнего директора РДК Анифа Гафуровича Шарипова. Он и спросил меня о дальнейших планах. А после рекомендовал идти учиться. При его поддержке и поступил в Челябинский институт культуры на кафедру режиссуры массовых праздников.
Вот уж где мне воистину повезло! Педагоги все великолепные, звездные, известнейшие в стране и за ее пределами люди! Прекраснейшие учителя!
Окончив институт, вернулся в Мраково, устроился на работу в Кугарчинский совхоз. Вскоре был переведен в РДК старшим методистом. Создал ансамбль «36 и 6». Неплохо сыгрались с Вадимом Ибраковым, Алексеем Уколовым, Виктором Щербаковым. Мы даже выпустили альбом на татарском языке.
А потом как-то встретился с Рауфом Хасановым, на тот момент руководящим нефтеперекачивающей станцией «Мраково». Благодаря ему появилась «Кызыл мечеть».
Начинали играть с Ринатом Рахмангуловым, Ильгамом Зиганшиным и Эдуардом Тухватуллиным. А днем рождения ансамбля считаем дату 20 сентября 1991 года - в этот день был дан наш первый концерт.
В 1994-м к нам присоединился Ильдус Шарипов. Так, первый состав был пять человек. Сейчас нас трое.
- На сегодняшний день в коллективе изменился не только количественный состав…
- Творческая жизнь предполагает какие-то изменения. В республике нет ни одного такого коллектива, который в течение 27 лет проработал бы одним составом. Многие просто разбежались.
- В своей группе вы друзья или коллеги?
- В первую очередь мы – друзья: работаем вместе, вместе выступаем и всегда находим общий язык, смотрим в одном направлении.
Вообще, друзей у меня немного - можно сосчитать на пальцах одной руки. И Радик Краснощеков с Ильдусом Шариповым в их числе. Когда-то я учил Радика играть на гитаре. А теперь он – профессиональный музыкант, универсал. Но это и правильно: ученик должен превзойти своего учителя.
- Чем вы занимаетесь кроме того, что выступаете на концертах у нас в районе?
- В первую очередь, активно участвуем в жизни своей организации: спортивных праздниках, фестивалях, культурно-массовых мероприятиях.
В начале творческой деятельности выпускали аудиокассеты с записями татарских и башкирских песен. Чуть позже у нас вышел альбом на русском языке, где почти все композиции были авторскими – наших, мраковских ребят. Интересные произведения у Мансура Чингизова, он пишет и музыку, и слова, Ильгам Зиганшин – рок.
Потом стали диски выпускать. Видеоклипы снимали. Их даже транслировали на башкирском спутниковом телевидении. Штук двадцать у нас точно было. Недавно делали запрос в архив, выяснилось, что не все клипы сохранились, 5-6 оказались безвозвратно утрачены.
Сейчас мы свое внимание на этом уже не акцентируем. Видимо, у народа идет перенасыщение всякого рода видео- и аудиоматериалом, так что это становится неактуальным. Если что-то выпускать, то уж очень достойное. Мы в данном отношении щепетильны. А так материал есть, на аудиоальбом набрать можем.
- Есть ли у «Кызыл мечети» определенный стиль?
- Мы поем все. Когда давали «живые» концерты, было больше рока («Машина времени», Кузьмин). Сейчас чаще выступаем перед трудовыми коллективами, потому ориентируемся на аудиторию с целью удовлетворения ее потребностей. Со временем научились включать в репертуар разные песни. Есть башкирские, татарские, русские. Если едем туда, где проживает преимущественно чувашское население – учим чувашские песни. Даже на марийском поем. И это не только пожелание руководства, но и веление сердца. А вообще, у нас огромный репертуар, мы можем позволить себе спеть практически что угодно. Только у меня лично около 500 песен на русском и 300 – на татарском и башкирском языках.
- А где репетирует ансамбль?
- У нас есть своя студия – полностью оборудованный вагончик. Мы обеспечены звукоусилительной аппаратурой, поэтому можем давать концерты как на открытом воздухе, так и в концертных залах, клубах, красных уголках. Для этого есть минимальные комплекты. Обеспечены транспортом.
На сегодняшний день мы работаем уже при пятом гендиректоре предприятия. А это значит только то, что мы востребованы. Видимо, воистину, не хлебом единым сыт человек. Нужна и музыка.
- А как обстоят дела с гастролями?
- Гастрольная жизнь – это здорово. Каждому артисту необходимо, чтобы ему аплодировали. Это своего рода зависимость.
В конце 90-х-начале 2000-х активно ездили. Объехали всю Башкирию, бывали в Татарстане, Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской областях, в Казахстане, Эстонии. Много лет работали с Башгосфилармонией: Идрис Газиев, Альфия Юлчурина, Фадис Ганиев. Многому мы у них тогда научились. Бурная была жизнь.
Этому способствовал Рауф Юсупович. Он не любил, когда мы сидели на одном месте. Приходил на репетиции, слушал нас, давал рекомендации. Даже не будучи музыкантом, он душой, подсознанием чувствовал музыку, подтягивал нас. Всегда говорил: «Хватит сидеть! Езжайте на гастроли!». И тогда я садился на мотоцикл, ехал в какой-либо район, заходил в отдел культуры, брал график концертов по населенным пунктам, давал объявление в местные СМИ и возвращался домой. Потом все дружно грузились в машину и выезжали.
Сейчас с гастролями сложно. Больше занимаемся корпоративными делами, участвуем в мероприятиях, посвященных датам нашего акционерного общества, других АО «Транснефть Урал». Связано это и с ответственностью на производстве. В рабочее время не можем себе позволить гастролировать – дело на первом месте.
- Что вас вдохновляет? Вы ведь поете не просто потому, что надо?
- Просто надо – не интересно. Это такая тяга, зависимость. Для меня музыка – смысл жизни. Это единственное, что я могу хорошо делать. Остальное – по мере своего умственного и физического развития (смеется).
Каждую песню – ее же надо пережить, прочувствовать, пропустить через сердце. Гениальных композиций в наше время все меньше – сегодня каждый композитор и каждый певец. А когда поешь гениальные вещи – их невозможно спеть просто потому, что надо. Ты выходишь на сцену, видишь зрителя, испытываешь волнение. И получаешь от зала отдачу в виде аплодисментов. Вот это вдохновляет. Поэтому отсутствие гастролей все-таки влияет на моральное спокойствие. Хочется больше выезжать, видеть людей, выступать.
Раньше на концертах всегда было много народу. В деревнях бабушки со своими стульями приходили, потому что мест в залах не хватало. Мы начинали петь аж полпервого ночи, т.к. в деревнях люди раньше не управляются. А клубы все равно были битком. В данный момент что мы наблюдаем? Пресыщение? Сейчас много чего можно посмотреть и послушать в интернете. Наверное, это веление времени. Но хотелось бы живого общения со зрителем. Оно всегда качественнее. Песня, спектакль, кинофильм – они как средство массовой информации – воспитывают, организовывают людей. Живое общение ничем не заменить.
- Как Ваша семья относится к Вашему увлечению?
- В этом плане мне повезло. Нам всем повезло. У нас у всех идеальные половинки. Они с большим пониманием относятся к нашему творчеству, поддерживают. А главное, не мешают. Поэтому мы спокойно встречаемся и репетируем.
Дети у меня тоже все музыкальные. Айгуль окончила училище искусств в Уфе, эстрадное отделение «Джазовое пение», потом академию. Работает в училище искусств и в Русском драматическом театре: в Московском мюзикле «Голубая камея» поет главную роль Лизы Таракановой, в рок-опере «Акбузат» исполняет партию Наркас. Правда, сейчас она в декретном отпуске, внука моего нянчит.
Алсу окончила сельхозинститут по специальности «Государственное муниципальное управление», недавно вышла замуж. Ее профессия с музыкой не связана, но она скучает по ней. Домой приезжает, садится за фортепиано и начинает играть. Недавно сделал подарок – купил инструмент: ей нравится играть саундтреки к современным фильмам.
Альфия закончила отделение «Аккордеон». Но она к нему равнодушна. Ей больше нравится рисовать. Она у нас гуманитарий, успешно учится.
Супруга лечит детишек. У нее тоже хороший слух, приятный голос. Она человек спокойный, дружелюбный. Я сам по себе активный, она сдержанная. Даже не представляю, что было, если бы она была такая же. А так я бурлю-бурлю, а она -спокойная.
Продолжение читайте в нашем завтрашнем номере.
Беседовала Мария ВАСИЛЬЕВА.
Фото из архива Г.Кинзябулатова.