- Анастасия Валентиновна, расскажите, каковы предпосылки появления данной реформы.
- Необходимость в ее проведении назрела давно. Система сбора и обработки мусора в России практически не обновлялась в течение последних 60 лет. Размещение и захоронение на свалках так и остаётся основным методом борьбы с отходами. Свалки заполняются очень быстро, их площади растут, кроме того, обустройство многих из них не соответствует экологическим требованиям - допускается беспорядочное складирование мусора, захламляются подъездные пути и прилегающая территория, не ведется учет размещаемых отходов и мониторинг загрязнения окружающей среды, не проводятся противопожарные мероприятия, сбор фильтрата и свалочных газов не производится, что создаёт значительную опасность для окружающей территории и населения.
Свалки образуются в гаражных массивах, лесопосадках, в водоохранных зонах водных объектов обычно теми несознательными жителями и предпринимателями, которые упорно не хотят утилизировать свои отходы правильно, заключать договоры со специализированными организациями, имеющими лицензии, безответственно относятся к окружающей среде и жителям населенного пункта. Инспектора проводят работу по установлению лиц, причастных к нарушению, а при невозможности их определения - направляется информация в муниципальное образование для принятия мер по ликвидации свалок.
- Когда конкретно началась работа по разработке реформы?
- Еще в 2013 году на совещании в Ново-Огареве Президент России Владимир Путин заявил о необходимости создания системы регулирования сбора и утилизации мусора, формировании рыночных и административных инструментов, которые обеспечивали бы эффективное обращение с отходами.
В тот же год была утверждена комплексная Стратегия обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации до 2030 г. Предметом данной комплексной стратегии являются отходы, которые образуются в многоквартирных и индивидуальных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) физическими лицами и включают также товары (продукцию), использованные физическими лицами в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
Затем 29 декабря 2014 года был принят Федеральный закон № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Этот закон определил этапы реформирования сферы обращения с отходами и переквалифицировал твёрдые бытовые отходы в твердые коммунальные отходы.
Корзинка здесь же: К твердым коммунальным отходам, кроме отходов, образующихся в жилых помещениях, относятся и отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях.
- Существуют ли какие - либо правила, инструкции обращения с ТКО?
- Да, правительство страны своим постановлением от 12.11.2016.г. № 1156 утвердило Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Ими установлен порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (далее - Правила).
Согласно этих Правил обращение с ТКО на территории субъекта обеспечивается региональным оператором в соответствии с программой и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг, заключенных с потребителем.
Регоператор может осуществлять обращение с отходами самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Министерством природопользования и экологии республики разработана Территориальная схема обращения с ТКО — это подробное описание системы организации и осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов на территории республики.
Согласно этой схеме наша республика поделена на четыре зоны, плюс еще одна зона – ЗАТО город Межгорье. В третьей зоне, куда входит в том числе и Кугарчинский район, регоператором стало ООО «ЭКО-СИТИ».
- Что входит в круг обязанностей регионального оператора? Какие задачи поставлены перед ним?
- Во-первых, он не имеет права отказаться заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если места сбора и накопления отходов находятся в его зоне деятельности.
Также регоператор будет обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, разрабатывать проект инвестиционной программы на основании Территориальной схемы, осуществлять строительство, реконструкцию и модернизацию объектов, используемых для обращения с ТКО, соблюдать графики их вывоза из мест сбора и накопления, осуществлять транспортирование отходов с использованием мусоровозов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации с передачей информации в системы учета обращения с ТКО, организовывать раздельный сбор. Региональный оператор будет координировать весь процесс обращения с ТКО, работать в тесной связи с муниципалитетами.
- Как будет производиться расчет платы за услугу, установлены ли тарифы?
- В настоящее время расчет платы за услугу по вывозу отходов производится управляющими компаниями по площади помещения и входит в перечень услуг по содержанию жилья. Согласно новому законодательству услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную и будет выставляться отдельной строкой в квитанции и называться – «услуга регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Вся реформа призвана урегулировать сферу сбора и вывоза отходов и сделать ценообразование в данной области прозрачным.
С 1 января 2019 года расчёт оплаты будет производиться по утвержденному Правительством Республики Башкортостан нормативу накопления ТКО на одного человека. Научно-исследовательская работа по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов была выполнена специалистами ГУП НИИ БЖД РБ в 2016-2017 гг. Для разных категорий объектов нормативы установлены в результате натурных замеров в разные периоды года. Так, норматив накопления твердых коммунальных отходов для одного жильца многоквартирного дома составляет 2,6 куб.м/год (346,7 кг/год), жителя частного домовладения – 3,7 куб.м/год (585,7 кг/год). Также установлены нормативы накопления для различных видов предприятий торговли, административных зданий и учреждений, образовательных организаций, предприятий транспортной инфраструктуры, культурно-развлекательных, спортивных учреждений, предприятий общественного питания, службы быта и в сфере похоронных услуг, садоводческих кооперативов и садово-огородных товариществ.
В настоящее время в республике ведется работа по утверждению единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Тариф устанавливается Госкомитетом РБ по тарифам. Региональный оператор в течение 10 дней с момента утверждения тарифа разместит информацию о нем в средствах массовой информации и на своем официальном сайте.
- У наших читателей возникает немало вопросов о способах складирования отходов, в том числе крупногабаритных.
- В соответствии с Правилами потребители должны будут осуществлять складирование ТКО лишь в тех местах и площадках, которые определены договором.
Допускается складирование ТКО тремя способами:
в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках и в пакеты или другие емкости, предоставленные регоператором.
Для крупногабаритных отходов предусмотрено два способа складирования – в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов. Предметы мебели должны складироваться в разобранном состоянии, не должны иметь торчащих гвоздей или болтов, создавать угрозу для целостности и технической исправности мусоровозов.
Ответственность регоператора начинается с момента погрузки в мусоровоз в местах сбора и накопления.
При этом бремя содержания контейнерных площадок, площадок для складирования крупногабаритных отходов и прилегающей территории будут нести собственники земельных участков, на которых они расположены. На контейнерных площадках должна размещаться информация об обслуживаемых объектах и собственнике площадки.
- В чьи обязанности входит создание места или площадки накопления отходов?
- Определение схемы размещения площадок накопления ТКО и ведение реестра их мест будет обязанностью органов местного самоуправления. Создавать эти места будут также они в соответствии с требованиями правил благоустройства, санитарно-эпидемиологического законодательства и иного законодательства, и в обязательном порядке согласовывать их размещение с Роспотребнадзором. В случае, если обязанность по созданию такой площадки лежит на ином лице, то оно должно в обязательном порядке подать заявку в орган местного самоуправления.
Реестр мест (площадок) накопления ТКО будет размещаться в сети интернет на официальном сайте и содержать данные об их местонахождении, технических характеристиках, собственниках площадок, об источниках образования отходов.
- Какие меры принимаются по ликвидации несанкционированных свалок?
- Сегодня комитетом совместно с представителем регоператора проводится «инвентаризация» мест несанкционированного размещения отходов на территории района. В дальнейшем обязанность по ликвидации свалок, организованных до 1 января 2019 года, и рекультивации нарушенных земель ляжет на плечи органов местного самоуправления и собственников земельных участков, на которых эти свалки расположены.
С 1 января 2019 года регоператор должен будет принимать меры в случае обнаружения мест складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб.м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, так называемых несанкционированных свалок. В этом случае он обязан будет уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган государственного экологического надзора об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО, также собственник земельного участка будет уведомлен о необходимости ликвидации свалки и обязан самостоятельно ликвидировать ее или заключить договор с регоператором на оказание услуг по ликвидации. В случае, если собственник участка в течение 30 дней не ликвидировал отходы, регоператор производит это собственными силами и имеет право обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
- Что требуется от каждого человека, от общества в целом для реализации мероприятий реформы?
- Законодательство предусматривает обязанность собственников отходов, а это жители многоквартирных домов, частных домовладений, все юридические лица и индивидуальные предприниматели - заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами с региональным оператором. Также в Госдуме рассматривается вопрос об административной ответственности собственников ТКО за уклонение от заключения такого договора. Форма типового договора разработана. Имеющиеся в настоящее время договоры с собственниками на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с регоператором.
При этом мы понимаем, что формирование системы не будет простым, придется ломать стереотипы мышления не только населения, но и хозяйствующих субъектов, отказаться от привычных подходов.
Как быстро мы перейдем к новой системе - зависит только от нас самих, от нашего понимания, что изменения в сфере обращения с отходами нам жизненно необходимы. Делая переход от размещения отходов на многочисленных свалках к комплексной системе обращения с отходами, мы создаем комфортную и чистую среду для себя и будущих поколений.