(Воспоминания — наблюдения…)
Какое красивое и загадочное слово. Приезжий. В моем детстве им определяли всякого незнакомого человека приехавшего погостить к кому-нибудь в село. При кажущейся простоте звучания оно обладает особенным магнетизмом для деревенского люда. Приезжего окружает ореол загадочности, чего-то неведомого, вызывающего жгучий интерес всего населения. Для каждого возраста свой интерес и свой ритуал. Если приезжий — взрослый мужчина, то начинается неторопливая череда походов соседей в гости к тому дому, где поселился незнакомец. Мужики неторопливо ведут разговоры с ним, сидя на скамейке или же на груде бревен у ворот.
Женская половина деревни более красочно обставляла все действо знакомства с гостьей. Это нескончаемые чаепития и бабьи беседы. Сельских жителей всегда интересует все и вся. Начиная от способов копания грядок до мировой политики. Порой у ворот, где обретается гость, собирается большая толпа деревенских охочих до новостей со стороны. Воистину сказано: «Приезжего пятилетнего ребенка придет навестить и шестидесятилетний старец». Телевидению и радио народ, конечно, доверял, но мнение заезжих по всем новостям всегда было на отличку от официальной версии. А это вызывало наибольшее любопытство. Мужики внимали новостям осторожно, переваривали услышанное в себе. Сопоставляли со своими мыслями. В итоге складывался уже более определенный взгляд на событие. И все это так неторопливо, обстоятельно.
Совсем другую картину можно было наблюдать, когда приезжает незнакомый парень или же девушка. Тут уже такое прелестное действо развивается, что Шекспир «бледнеет от зависти». А начинается все с молниеносной вести: «Приезжие в деревне». Начинается незаметный для неопытного глаза переполох. Если в гостях девушка, местные парни спешат с работы пораньше. Догадливые мамки уже бани топят, чтоб неженатые сыновья всю деревенскую пыль смыли, рубашки гладят, в общем, чтобы не стыдно было в клубе появиться, куда приезжая гостья обязательно придет на танцы. Пока сыновья собираются на вечерки, мамаши уже сообщают им, что удалось узнать: как зовут приезжую, откуда родом, где учится, кем станет, отучившись, и массу подробностей. Когда успевают все это разведать? Один Бог знает.
В клубе в такой вечер «королевой бала» негласно объявлялась гостья. Ее появления парни ожидали с понятным нетерпением. При этом виду не подавали, делали равнодушными лица, разговаривали сквозь зубы, хотя… высматривали ее аж с конца улицы. Гостья появляется в окружении непонятно откуда взявшихся уже закадычных подруг. Ей уступают самое лучшее место. Парни встряхиваются, и вступает в ход главное действо — «гляделки». Гостья с достоинством сидит, украдкой осматривается, скромно перешептывается с новоявленными подружками. Парни же тоже таращатся на нее. Уж будьте уверены, осмотрят всю и тогда на «перекуре» сообща решают: «Красива, девка, али ничего». Это только первое впечатление — глазами, потом начинается второе действо. Включается музыка, начинаются танцы. От приглашающих нет отбоя. Каждый парень норовит не столько потанцевать с приезжей, сколько обратить ее внимание на себя, от этого больше озорства в поведении. Во время таких танцев местные красавицы табунятся где-то в сторонке, они не конкурентки, на них ноль внимания. И многие из них подушку оросят слезами из-за того, что ее зазноба даже не взглянул на нее. Хе, сколько было драм по такому поводу. Бывало, ту соседку, что приглашала подобную гостью, просили больше не зазывать ее. И девушки с облегченьем вздыхали, когда автобус увозил приезжую туда, откуда приехала.
Ну, а если парень… все… держись, село. Девушки мигом узнают всю подноготную о парне, и начинается несусветная возня со слезами и приглушенными воплями: «Где моя блузка? Светка, кто тебе разрешал ее надевать? Мамка, почему мое платье до сих пор не стирано? Ой, а прическа…? Кто мне ее сделает? Нинка, куда помаду дела?» и множество мелких, но столь значимых для девушек мелочей. И потом можно наблюдать деревенскую ярмарку невест. Всем девушкам, как по заказу, вдруг до жути становится необходимым обязательно пойти куда-нибудь, и чтоб этот путь обязательно проходил мимо окон того дома. Маме скажет: «я в магазин», сама же повернет в сторону и сделает добрый крюк, лишь бы пройти мимо двора, да краем глаза глянуть, вдруг повезет увидеть его… ужасно симпатичного парня (почему-то приезжие парни в глазах местных девушек кажутся чуть ли не принцами). Забавно смотреть, когда девушки, по очереди идут мимо окон. Пока идут по улице, еще ничего, но стоит дойти десяток метров до заветных ворот (вдруг он там…) девушки мгновенно преображаются. Походка меняется, стараются не хуже моделей, плечи выпрямляются, голова гордо вскинута, глаза мечтательные, вид высокомерный. Ну краля, в общем. И все как одна в обновках. Пройдут по пыльной улице, как по подиуму. Красота, да и только. Хотя порой смех разбирает.
Ну а в клубе сам Бог велел! Ох, если приезжий еще и городским окажется. Тут простор всей девичьей фантазии. Они в клубе скромно толпятся в уголочке. Все-таки сельское воспитание свое берет, но взгляды в его сторону бросают пламенные. Как только музыка начинается, приезжий парень (если смелый, конечно) встает и идет приглашать девушку на «медляк», тут не одно сердце девичье бьется так, что того и гляди выпрыгнет из грудной клетки. А как в таинственной глубине полутемного зала сверкают эти бедовые глаза, одни с ожиданием, другие уже с разочарованием, если мимо прошел. Парень выбирает девушку и все… остальные сразу делаются скучными и с неприязнью смотрят на счастливицу. Тут дело доходит до взаимных обид и ссор меж подружек. А если городской провожает избранницу после танцев, то, наверное, разочарованные соперницы желают ей много кочек и ямок по дороге.
Конечно, выбирают провожать самую красивую девушку (а тайный воздыхатель обязательно найдется), и это становится «камнем преткновения» и поводом для местных парней «поговорить» с приезжим, «по-свойски» объяснить, дескать, «на чужой каравай-рот не разевай». Редко подобные «разговоры» проходили мирно. Глядишь, наутро кое-кто из молодежи с «медалями» на лице красуется. А отвергнутым девушкам в радость, если и приезжему достанется. «Так тебе и надо, ишь повадился». А уедет, «все возвращается на круги своя». Подруги мирятся, при этом изумляются: «И чего это мы ссорились? И глядеть-то было не на что. Тощий да длинный, ходит, будто палку проглотил. Эх, дурочки, мы с тобой, а, Ань? Ну его!» и деревня успокаивается. Мир снова прекрасен, все идет свои чередом. Но, все это до поры, до времени, пока снова над деревней не пронесется ликующая новость: «Приезжие в деревне…!»