Нашему району повезло с названием: «күгәрсен» - голубь – является символом чистоты и миролюбия. А еще есть и одноименное село, которое многие годы было районным административным центром. Однако голуби голубями, но главное, всё же люди. Про кугарчинцев слышала, что они очень дружные, работящие, гостеприимные. Убедиться в этом помогла и поездка в Кугарчинский сельсовет.
Здесь чистые, широкие улицы, много красивого нового жилья. Говорят, у иных пенсионеров избы благоустроены получше, чем городские квартиры. Молодые тоже строят просторные, добротные дома. Возле многих из них стоят машины, кругом белые гуси, утки, куры, скот почти в каждом дворе. Видится в этом какая-то надежда, ведь, несмотря на повсеместное отсутствие работы в сельской местности, многие не опустили рук. Натуральные и свежие яйца, мясо, молоко, масло, хороший мед – востребованы всегда и повсюду.
О том, как они здесь живут, в первую очередь мы поинтересовались у Рафаэля Аллабердина, работающего с 2009 года главой администрации этого крупного сельского поселения. Помимо перечисления основной информации (к примеру, о том, что в Кугарчинском сельсовете 8 деревень, преобладает татарское население), подсказал нам Рафаэль Хайбуллович имена тех, кто занят делом, с кем есть о чем поговорить.
Люди живут, не бездельничают, берут участки, строят дома, многие приежают из городов летом.
К нашей радости очень удачно зашел по делам сельский староста Фахретдин Вагапов. Услышав, что он хороший организатор, «не даем» ему возможности отложить встречу с главой (на снимке), просим поделиться: «Что Вы должны делать как староста?»
- Должен следить, чтобы везде был порядок. Наше дело – пастбище для скота, вода, состояние кладбища, мусор. Кстати, насчет мусора зашел узнать…
В этом году по проекту «Реальные дела» сельчане выбрали очистку кладбища, огородили и расчистили родник. Слаженно все вышли, убрались. Только скажи им. Возле мечети посадили деревья, огородили штакетником, подвязали.
Ходим в мечеть каждую неделю. Мужчин и женщин всего около полусотни бывает (еще медресе 5-6 детей посещают) и глава приезжает. Говорит нам, какие проблемы, подсказывает, что делать – делаем. Афишу вешаем, много народу собирается. Перед первомаем за два дня все привели в порядок. Силком нельзя людей выводить, а для доброго дела они сами выйдут, – убежден Фахретдин Ибраевич.
В свою очередь поделился с нами своей «головной болью» и глава СП.
- Одна из проблем - пустующие, неотапливаемые помещения на нашей территории. Платим ежемесячно за аренду и отопление двух кабинетов и коридор 8 тысяч рублей. Кроме сельсовета здесь расположены почта и ФАП (их аренду оплачивают ведомства). Библиотека переместилась в клуб, магазин съехал… Не могли платить, очень уж дорого выходит. И сами бы перешли, да некуда. С пустой стороны здания нет отопления, в подвале сырость. Объект вследствие перепада температур разрушается, - сокрушается Рафаэль Хайбуллович.
Идем на почту, где тоже прохладно, операторы сидят с электрообогревателем. Согласно последним веяниям, они уподобились и продавцам, и банковским служащим... Но все же подписка и распространение газет и журналов по-прежнему важная составляющая их работы. В основном люди здесь выписывают газету «Моразым», но и читатели «КВ» тоже есть… К большому сожалению, учителя (вплоть до руководства Верхнесюрюбаевской школы) на местные газеты не подписываются.
Уменьшение численности населения в сельсовете -1538 против 1620 последней переписи (2010 года). На фоне демографической картины в целом по стране трудно выделиться в противоположную сторону. В Кызыл- яре, например, всего 30 человек проживает, надо признаться, молодых семей нет.
Беседуем с медсестрой ФАПа Мариной Курбанаевой, окончившей Салаватский медколледж.
- Сама я из Сюрюбаево. Тружусь тут с 2010 года. Раньше нас было двое. Фельдшер уволилась в марте, до сих пор нет желающих. И с родителями студентов-медиков беседы проводила... Нет, не хотят идти сюда. Они в городе день отработают, на их место в ночь приходит другая смена. А у нас и ночью часто вызывают. Беременных в селе всего две на учете. До года – один ребенок, 40 - в садике, 118 - в Кугарчинской школе. Основной круг обязанностей - уколы, патронаж, подворный обход.
С соседних сел пациенты приезжают. Самое распространенное заболевание – гипертония. Даже у 30-летних уже наблюдается. Ведут малоподвижный образ жизни и с детства чипсы едят всякие… - перечисляет возможные причины «омоложения» сосудистых заболеваний Марина Анатольевна.
Пункт оборудован мебелью 70-х годов еще при фельдшере Рафкате Гумерове, однако она выглядит вполне прилично, похоже, сделана на века. Есть компьютер. Чисто, но здесь тоже прохладно.
Зашел делать укол Гаяз Кутлугильдин (на снимке). И не преминул дать интервью.
- Был в совхозе «Октябрьский» и управляющим, и завфермой, главным зоотехником, до тех пор, пока хозяйство не перешло в руки москвичей. Вместо меня приняли неопытного, но зато владеющего компьютером парня.
(От многих жителей села звучала обида про то, как телята по методу холодного содержания при -30-40 градусах стояли с отмороженными ногами, жалостно мычали от боли, умирая от мороза).
Соболь, лисы даже до Кугарчей добегают, уже были случаи, кур всех задушит зверек, если нет собаки, и сложит стопкой. Вытеснили нас. Очень народ обижен, Столько скотины, техники было в хозяйстве, рабочих мест…
А теперь человек пройдет по пенсионерам, дров сколет бабушкам – вот и весь заработок на несколько дней. А работали бы скотниками – тыщ 7-9 получали: хоть какой-то постоянный источник пропитания, - завершает свой рассказ Гаяз Гиларович.
Библиотекарь Фардана Габитова пришла вместо ушедшей в декрет коллеги.
- До этого думала, не читают книг. Один раз по делам в Мраково уехала, уже «потеряли» меня, - вспоминает с улыбкой она первое время своей работы.
- Регулярно приходят за книгами Касим Искужин, Флюра Габитова, Руфина Якиева, Фаягуль Разяпова, Ленар Курбанаев, самая пожилая читательница - Наиля Халитова, ей 90 лет.
Здесь же совместно действуют клуб «Восторг» - 12 детей, клуб «Хозяюшка» - по четвергам - 14 человек.
- Народ посещает нас более активно из деревень. Если свои ставят концерт – бесплатно, все жители придут, а уж на гастролеров особо не раскошеливаются.
На День матери концерт приготовили и отрывок из спектакля «Зенгэр шал» (голубая шаль), - говорят Зайда Хайбуллина, заведующая клубом, и Зульфия Хайбибуллина, режиссер народного театра «Умырзая». Есть у нас еще и детская театральная группа.
- 50 рублей за билет, на бензин уходит, на реквизит. Как, оказывается, сложно. А раньше говорила, буду я еще 50 рублей платить …Теперь – поняла, - смеется Фардана Минимулловна.
Тут же зашла беседа о нововведениях.
- Жить можно в селе, если не придется за каждую курицу да за воду платить налоги. Тут еще с этим мусором непонятно – столько с одного дома отдавать?
И природу жалко, - соглашаются собеседницы. - Какие-то люди умудряются свои отходы вдоль дороги ставить, из машин кидать. Конечно, для экологии лучше, когда ведется раздельный сбор мусора, сортировка нужна, - делится мнением актив клуба.
Подошедший глава подключается к разговору.
- С одной стороны, нам хорошо, 50 на 50 решает проблему. Нужно ведь и место и содержание дорого. Если сортировать сами будут – дешевле выйдет для населения. Отдельно собирали бы макулатуру, тряпье, мебель. Жечь ведь тоже нельзя.
Хорошее дело затеяли со сбором энергосберегающих лампочек и батареек. Например, два бокса раньше подолгу не наполнялись, теперь за квартал - «под завязку», - подытоживает Рафаэль Хайбуллович..
Верхнесюрюбаево. Пункт шиномонтажа - ИП Вадима Маннанова (на снимке), находится в здании бывшего райповского магазина - он его арендует.
- призывался а ряды Вооруженных Сил, служил в 97-99 гг. в г.Бикине Хабаровского края механиком-водителем (благодаря профессии - легче было). Дом построил после армии, родители помогали. Начал крыть крышу, женился. Теперь уже трое детей.
Почему люди не хотят больше двух рожать? Нет ни то что офисной работы - скотником, дояркой не устроишься. Где только не ездил. Трудились с женой и на Севере, и в Москве. Везде частники хотят обмануть, - удивляется Вадим Валиевич. - Честно сказать, старший сын, как вырос, даже не помню. В Москве стропальщиком, монтажником работал. Освоил специальность сварщика-газорезчика: купил аппарат, научился. Жена Айгуль теперь - в садике «Лейсан» в Кугарчах, и сам я оттуда родом...
Продолжение читайте в нашем следующем номере.