Все новости
Дорожное хозяйство
21 Октября 2019, 18:12

Дороги, зовущие в даль

В преддверии 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, который мы будем отмечать в 2020 году, и профессионального праздника – Дня работников дорожного хозяйства – хочу рассказать о детях довоенного и послевоенного времени, переживших голод и холод, ставших очевидцами того, как старшее поколение – их деды и отцы, бабушки и матери – восстанавливали страну из разрухи, преодолевая неимоверные трудности. Видели они и как создавалась автодорожная отрасль республики, страны. Герой статьи - Мухамет Насретдинович Арсланбеков – родился 20 июня 1942 года в семье фронтовика, где кроме него воспитывались еще шесть дочерей.

После окончания Салаватского индустриального техникума начал трудовую деятельность в Казанском автохозяйстве слесарем и механиком. Отслужив в армии, в 1966 году устроился в Кумертауское АТП «Башавтотранс» техническим снабженцем, мастером, в 1969-1970 гг. - в Мелеузовское АТП, затем - заведующим гаражом в сельхозтехнику Кугарчинского района. В 1975 году здесь же его назначают заместителем управляющего. В 1978-м за добросовестный труд по решению Кугарчинского райкома КПСС и исполкома райсовета его переводят в колхоз «Кызыл байрак» главным инженером, в последующем - заместителем председателя колхоза по производству, в 1995-98 гг. – председателем этого сельхозпредприятия. В 2002 году ушел на заслуженный отдых, но продолжил работу в должности заместителя председателя колхоза до 2005 года. И сейчас ведет активную общественную деятельность. Он - председатель Совета ветеранов Тляумбетовского сельсовета, также является имам-хатибом мечети. Награжден юбилейными медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», в октябре 2019 года – «100 лет образования Республики Башкортостан» (на снимке с главой Администрации района Г.Янбаевым). Воспитал пятерых детей, у него восемь внуков и внучек, две правнучки. Такими качествами как бескорыстие, доброта, честность, трудолюбие снискал уважение у односельчан. Мухамет Насретдинович известен читателям районной газеты «Моразым» своими статьями о проводимых в их сельском поселении мероприятиях. Сегодня предлагаю вашему вниманию его воспоминания, которыми он с нами поделился накануне этих дат.

- В 1941 году все мужчины ушли на войну, женщины и дети постарше работали день и ночь в колхозе, обеспечивая продовольствием фронт. Кроме этого их направляли и на строительство автомобильных и железных дорог, на лесоповал и лесосплав. Там же трудились мои родные старшие сестры Фархиямал и Закия. Благодаря мужеству и героизму нашего народа, храбрости и стойкости воинов, наперекор всем трудностям мы одержали победу над фашизмом.

Вернувшись с фронта, отцы и деды приступили восстанавливать народное хозяйство, заводы и фабрики, разрушенные города и села, строить мосты и дороги.

Я родился в 1942 году в д.Даут – Каюпово, там же в 1955 году закончил начальную школу, пятый класс обучался в д.Ворошиловке, где была ближайшая семилетняя школа. На учебу каждый день ходили пешком, преодолевая путь по три километра туда и обратно. Потом открыли семилетку в нашей деревне, где и получил образование 6 – 7 классов. Десятый класс завершил уже в Подгорнской школе (тогда она считалась одной из самых больших после Юмагузинской), жили в интернате, домой в субботу и в понедельник в интернат возвращались пешком, транспорт для подвоза детей тогда не предоставлялось. Здесь обучались дети из населенных пунктов Тляумбетовского, Волостновского, д.Воскресенское и некоторых деревень Ибраевского сельсоветов. В те времена не было передвижного транспорта. Чтобы куда-нибудь добраться по делам, люди выезжали на лошадях или шли пешком. Помню, однажды зимой мы с отцом выехали на лошади в райцентр - с. Юмагузино - по его рабочим вопросам. Когда возвращались домой, поднялся сильный буран, дорогу перемело и мы остановились на ночлег у знакомого отца в д.Воскресенское. Юдины жили на самой окраине деревни. Утром мы тронулись в путь.
***

Постепенно в наши края начали поступать первые грузовые автомобили Уральского автозавода: полуторки, а также ЗИС-5 и ГАЗ-53 Горьковского завода им. Молотова. Их кабины были деревянными. Затем появились и первые легковые автомашины «Москвич» Московского автозавода. Для них нужны дороги с твердым покрытием, строительство которых давалось очень тяжелым трудом, ведь не было никакой спецтехники, многие материалы возили также на лошадях. Так построили дорогу до Юмагузино, Мраково и в сторону Мелеуза.

До 1950-х годов машин было мало, в каждом колхозе имелось только по одному грузовику, и использовали их для перевозки молока с ферм в пункты его приема. Такой находился и в с.Подгорное. Как рассказывал мне отец, Воскресенское в то время они называли Соломоновкой, а Подгорное – Кашкар. Люди старались доезжать на этих попутных машинах с пересадками до пункта их назначения.


***


В 1960 году после окончания средней школы поступил я в Салаватский индустриальный техникум. На перекладных целый день добирался до города, опять же по причине отсутствия транспорта. Из Даут-Каюпово с чемоданом в руках дошел до Азнагулово, дождавшись машину, доехал до Подгорного, встретив очередную попутку, добрался до д.Воскресенкое, где простоял полтора часа, прежде чем попалась первая машина до г.Мелеуза - тентованный грузовичок. И только здесь сел в автобус и по шоссейной дороге доехал, наконец, до конечной точки назначения. Когда путники ожидали попутные машины, негде даже было укрыться от холодного ветра и дождя, а зимой от буранов, ведь остановочных павильонов тоже не было. Они появились намного позже.


До 80-х годов содержанием и строительством дорог, возведением мостов через реки занимались колхозы и совхозы. Помнится, в начале 70-х годов шоссейная дорога из Тляумбетово до Азнагулово была, а до Даут - Каюпово – нет. По инициативе местного бригадира Валиуллы Гаязовича Сагитова и бригадира трактористов Газетдина Шамсетдиновича Алтынбаева поставили задачу построить ее собственными силами. Доложили об этом председателю колхоза М.М.Нафикову. Строительством дороги занимались после рабочего дня и когда погода не позволяла выходить в поле. Привлекли опытных водителей из д.Даут – Каюпово Хамита Алсынбаева, Зульфетдина Алтынбаева, Ахметзия Галимова. За 2,5 года, к 1972, всё завершили.

Особое внимания уделял состоянию дорог, находящихся на территории колхоза, председатель Рамазан Юмагузиевич Абдрахимов, возглавлявший сельхозпредприятие с 1979 до 1995 года. При его руководстве было построено много дорог, мостов через реки Накас и Куняп, которые до сих пор служат людям. Также Р.Ю.Абдрахимов добился строительства трассы по маршруту Тляумбетово – Даут-Каюпово и моста через реку Бузелга у д.Азнагулово.

В стороне не остались и наши земляки, которые, находясь далеко за пределами республики, заботились о благоустройстве малой родины. Один из них – Мухтар Валиуллович Сагитов, проживающий в Сургуте. Он своей настойчивостью смог сдвинуть с мертвой точки строительство дороги Кинзябай - Даут- Каюпово –Таваканово.


***


Так уж исторически сложилось, что судьба региона, его социально-экономическое развитие напрямую зависит от руководителя, его организаторских способностей. В 1960-70 гг., когда З.Ш. Акназаров работал на посту Председателя Совета Министров БАССР, сумел убедить Первого секретаря Башкирского обкома КПСС М.З.Шакирова о необходимости строительства дороги с асфальтированным покрытием в первую очередь в южном направлении от Стерлитамака в сторону Салавата, далее по маршруту Мелеуз – Ира – Мраково - Зилаир - Сибай. И смог убедить, ее построили.

В Зианчуринском районе есть участок дороги, именуемый Семиколенка. Само название говорит о том, что при подъеме на Уральские горы имелись семь крутых и извилистых участков, где было очень трудно проехать особенно в зимний гололед. Здесь всегда происходили ДТП. При строительстве новой дороги с асфальтированным покрытием крутые подъемы и повороты выровнили, вопрос сняли. Люди постарше и нашего поколения до сих пор добрым словом вспоминают З.Ш.Акназарова и его дела. Кстати, такая же проблема – крутой подъем на дорогу – существовала и на подгорнской горе, через которую проходил автомобильный маршрут. Ее также решили, буквально срезав часть горы.


Мощное «второе дыхание» автодорожная отрасль получила во времена руководства республикой нашего уважаемого земляка Муртазы Губайдулловича Рахимова. На трассе Ира – Магнитогорск начали строить автобусные остановки, автозаправочные станции, придорожные кафе и другую инфраструктуру. Муртаза Губайдуллович хорошо знал свой край, его проблемы, много прошел лично по дорогам, когда обучался в школе, техникуме и в военные годы, которые также застал.

В обществе все работы важны, а связанные с дорогой – особенно. Ведь не зря говорят: «Дороги - артерии жизни». В 70-90 годы прошлого века колхозы и совхозы нашего района хозспособом строили социально-культурные объекты по договору с межколхозными строительными организациями. Когда в колхозе «Октябрь» председателем работал Петр Андреевич Неженский, в д.Леоновка были построены школа, магазин, в д.Аралбаево – клуб, медпункт и мост через р.Иртюбяк. В д.Воскресенское в 1987 году у трассы Ира – Магнитогорск также хозспособом возвели столовую – пельменную (ныне там расположен магазин «Автозапчасти»). Строили рабочие Кугарчинского МСО после трудового дня. Эта пельменная стала излюбленным местом многих участников дорожного движения. Но прибыли она давала мало, так как в этой же деревне находилась столовая Кугарчинского РайПО. Располагалась она в центре д.Воскресенское, где раньше проходила трасса Ира – Магнитогорск. Только потом перенесли ее в обход деревни, западнее, где она проходит и сейчас. Из экономических соображений эти объекты общепита затем обменялись зданиями. В последующем здание пельменной выкупает предприниматель В.Выдрин, который предоставляет автолюбителям различные услуги. Это решение тоже верное, ведь деревня находится на большой трассе и на перекрестке районных дорог, где в любой момент может произойти поломка транспорта.


***


Избранный Главой республики в сентябре этого года Радий Фаритович Хабиров также уделяет особое внимание улучшению дорожных условий и сервиса. На территории Тляумбетовского сельсовета ведется строительство асфальтированной дороги Тляумбетово - Даут-Каюпово, Таваканово - Саратовский. Хочется отметить, что все эти прекрасные условия создаются руками коллектива Кугарчинского ДРСУ, который долгие годы успешно возглавляет Янбетов Ринат Фарихович. Работники дорожно-ремонтного строительного управления содержат в отличном состоянии дороги района в любое время года. Их механизаторы, водители, несмотря на погоду, особенно зимой, работают при необходимости круглые сутки, чтобы обеспечить бесперебойное, безопасное движение.


Хорошая дорога – удачная поездка, от нее зависит настроение водителей и пассажиров, целостность и срок службы автотранспорта, что в совокупности ведет к воплощению намеченных целей, которые ставит каждый, вышедший в путь.

Фото А. ГАДЕЛЬШИНА.