Все новости

Асфальтопроизводство… Работа пыльная, но столь необходимая

Подъезжая ближе к с.Мраково, с горы, которую преодолевают автолюбители по трассе Ира – Магнитогорск, всегда замечаю столб дыма, поднимающегося из высокой трубы завода. И постоянно брало любопытство: уж очень хотелось посмотреть воочию весь процесс производства асфальта. И вот, наконец, вооружившись ручкой, блокнотом и фотоаппаратом, с позволения мастера участка асфальтобетонного завода Кугарчинского ДРСУ Петра Мельника, я с особым интересом изучила тонкости этого непростого, как оказалось, процесса. Теперь я знаю, сколько на заводе выпускают тонн асфальта в смену, из чего он состоит, и с каких карьеров к нам привозят щебень (кстати, очень красивый и такой разный по цвету и размеру).

Ошибаться нельзя
Оказывается, в асфальтном деле, как и в кулинарии, есть свои рецепты приготовления сырья. И ошибаться здесь как с составом, так и с пропорциями никак нельзя, впрочем, такой закон распространяется практически и на каждое блюдо.
- Вот сам завод, - рассказывает, как профессиональный экскурсовод, Петр Владимирович, указывая на огромные металлические конструкции. - Вообще на территории их два, но один в настоящее время не функционирует. Порядка 360 тонн асфальта вырабатывается в смену, обеспечивая строительным материалом наш, и не только, район. Смесь, которой покрывается дорога, состоит из четырех компонентов – битума, специального мелкого песка, минерального порошка и щебня. Щебень применяем разных фракций, в зависимости от марки асфальта. Раньше весь процесс проходил вручную, а теперь он автоматизирован. Операторы выбирают параметры, согласно рецепту.
Гугл в помощь
Слушая собеседника, в частности, когда он произносил незнакомые мне понятия, так и хотелось обратиться к своему смартфону, а, вернее, к гуглу, с просьбой расшифровать отдельные фразы. Петр Владимирович без малого двадцать лет трудится в ДРСУ, систему асфальтопроизводства знает на «отлично». Заметив, что его термины мне не совсем понятны и даже вызывают смятение, он охотно согласился «переводить» их на доступный язык.
- Сырье из бункеров по ленточному транспортеру отправляется в сушильный барабан, смесь разогревается и попадает в смесительный барабан, где и смешивается с битумом, - продолжает он. – Температура в резервуарах поддерживается на уровне 160 градусов по Цельсию. К слову, на изготовление 10 тонн этого материала (столько примерно вмещается в одну машину) затрачивается около 20 минут. Как раз столько его необходимо, чтобы залить около 15 квадратов дорожного полотна. Случаются на заводе и поломки, не без этого. Наши операторы Рустям Баймуратов и Рауф Хуснуллин, который трудится на предприятии более 15 лет, их вовремя устраняют. Они-то как раз и отвечают за «мозги» завода.
Времени отсиживаться нет
Объемы у нас всегда, к счастью, есть. К октябрю запланирована сдача участка дороги от райцентра до д.Бикбулатово, планируется работа на участке от Новопетровского до Салихово, протяженностью в три километра. На днях будут асфальтироваться территории АЗС д.Воскресенское и с.Мраково. Одним словом, без дела не сидим.
Да и нет с таким плотным графиком времени отсиживаться. Как признался П.Мельник, процесс укладки асфальта прерывать нельзя - асфальтобетонная смесь быстро остывает. А если ее температура опустится ниже 90 градусов, то работать с ней уже бессмысленно.
«Да уж», - думала я про себя, шагая след в след за мастером участка по территории АБЗ и записывая на ходу рассказанное им. Фраза «работа не пыльная» в прямом смысле совсем не про труд дорожников.
На участке пыльно, шумно. КамАЗы, погрузчики беспрестанно снуют взад-вперед между гор щебня, кстати, высота некоторых из них превышает десять метров. На каждой куче – специальная табличка с указанием марки.
Главное – коллектив дружный!
Во время пристального изучения одного из сыпучих материалов к нашей беседе присоединился оператор Рустям Баймуратов.
- Рабочий день у меня начинается с 7 утра, - рассказывает молодой специалист. - В это время и приступаю к своим обязанностям: смазываю оборудование, веду контроль, убираю щебень из транспортера. Потом уже начинается погрузка, приготовление самой смеси.
- Коллектив у нас небольшой, но сплоченный, дружный, - продолжил Петр Владимирович. - Текучки нет, ведь, на мой взгляд, на предприятии зарплата приличная, полный соцпакет. Хотелось бы отметить опытных сварщика Алексея Суликова и автоэлектрика Фаниса Казаргулова, машиниста погрузчика Самата Байдавлетова, сторожей, они же и битумовары, Васима Кинзябаева, Булата Сарлыбаева, Рината Алламуратова, Нафиса Буранбаева.
Именно они - работники АБЗ Кугарчинского ДРСУ - изо дня в день с раннего утра и до позднего вечера трудятся, не покладая рук. Несмотря на палящее солнце да вдобавок испарение от свежего горячего сырья, они стараются успеть в срок изготовить асфальт, чтобы их коллеги для нашего удобства прокладывали «артерии жизни», преодолевать километры по которым – одно удовольствие.
Анастасия ПЕСТЕХА.
Фото автора.
Читайте нас: