- Гульдар Мухтаровна, говорят, Вы сами с детства была активной участницей многих концертов.
- Да, с 5 класса пела, сочиняла танцы, придумывала костюмы. Была Снегурочкой, ведущей. После школы окончила техникум культуры в г.Стерлитамаке (дирижерское отделение), затем отучилась заочно в ВЭГУ на менеджера социально-культурной деятельности. Изучаю в интернете постановки, движения наших известных хоореографов, танцоров, работаю над собой. Некоторые танцы сама ставлю. Основное направление нашего репертуара – башкирские народные танцы. Готовила с «Куньяп» русскую плясовую, современные, кантри, чтобы детям было интересно. Флешмобы, спортивные танцы... Параллельно развиваются и вокальный, хоровой коллективы, фольклор и хореографическое творчество, являюсь руководителем этих ансамблей.
- Расскажите о своих учениках.
- Из самых активных могу назвать Разилю Шагарову. После школы она узнавала, где есть танцевальные кружки, поступила в Салаватский педколледж и с первых дней вновь продолжила занятия любимым делом. Вернувшись, вела активную деятельность, показывала нам, чему научилась, сама танцевала, до замужества поработала полтора года художественным руководителем и даже ставила танцы для «Куньяп» и младшей группы. Еще могу назвать Зухру Хайсарову – наша постоянная солистка. Учится в Салавате в многопрофильном колледже. Там занимается в вокальном, танцевальном кружках. Приняла участие в городском конкурсе «Стерлитамакская красавица». После победы в зональном этапе Всероссийского конкурса «Хылыукай» вышла в финал, но в силу обстоятельств не смогла продолжить участие. Помогает готовиться однокурсницам к конкурсам. Регина Насырова в этом году окончила школу, поступила в педуниверситет им.М.Акмуллы. Несмотря на то, что образование получает по точным наукам, участвует в ансамбле современного танца «Джи-тайм», помогает его руководительнице с постановкой танцев, проводит репетиции.
Ребята мои – мальчики - на первом курсе в аграрном институте занимались танцами, сейчас их в армию забирают.
- Поделитесь успехами ваших коллективов художественной самодеятельности?
- В 2019 году мы выезжали на межрегиональный фестиваль-конкурс «Фолк-тайм», где стали лауреатами II степени, выступив с танцевальным обрядом «Чествование невестки». В марте в районном центре наши два коллектива «Сенкем» и «Куньяп» показали фольклорно-танцевальную постановку «Митрофан буенда» (у подножия горы Митрофан – возле д.Тавакан) в зональном конкурсе «Живые родники». Там мы стали лауреатами II степени. Часто приглашают наши коллективы, чтобы представлять район в составе делегации в г.Уфе на трожественных мероприятиях.
В период пандемии отправляли свои работы на видеоконкурсы и также получили много дипломов. В республиканском конкурсе «Такмактар» наш «Сенкем» был награжден в номинации «Самый танцевальный фольклорный коллектив».
- Конечно, в сельской местности нет балетных, бальных студий, у нас традиционно развивается фольклорное направление.
- Танцевать нравится всем – и детям, и взрослым. Издревле все народы отмечали важные жизненные моменты танцем. Когда женились, выдавали замуж, встречали победителей, молодежь устраивала пляски на гуляниях и в перерывах между работой, в поле, возле речки, сенокоса. Данные события мы стараемся взять за основу композиции, передать в танце. Ведь это не было просто бессмысленным набором движений. В любом случае, что-то запоминается, откладывается в юных сердцах. Таким образом, народные обычаи не остаются в прошлом, сохраняется культура.
Чему-то сами учимся у мастеров, чему-то у пожилых. Например, у бабушек мы спрашивали, как бились раньше дроби, баянисты искали у них для себя мелодии старинных песен.
Выросла к тому же и материально-техническая база. При помощи благотворительного фонда «Урал» мы смогли обновить костюмы для двух ансамблей.
Приятно видеть результат. Вначале девочки и мальчики учатся дробям, переменным шагам, как держать осанку… Конечно, душа радуется. Дети становятся более пластичными, уверенными, артистичными, у них появляется свобода в движениях, на смену скованности приходят более выразительные жесты. Им самим нравится, уже не остановишь. На каникулах с нетерпением спрашивают: «Когда начнем репетировать?» В этом году, 2 января девочка в два часа ночи мне пишет: «Когда мы сможем собраться на танцы?» Пригласишь к четырем часам дня, они уже к трем придут, стоят, ждут. Понимаешь, что все это не зря.
Фото из архива Тавакановского клуба.