Почему наши граждане стали склоняться к такой точке зрения, верна ли она? И есть ли шанс вновь возвысить значение русского языка для коренного населения нашей страны? Об этом и о многом другом мы говорили с учителем русского языка и литературы с 38-летним стажем Натальей ВАСИЛЬЕВОЙ.
- Наталья Алексеевна, мне бы хотелось приурочить нашу беседу ко Дню славянской письменности и культуры, который отмечается в нашей стране 24 мая, а также Дню филолога, который специалисты в данной области празднуют 25-го числа. Давайте поговорим о грамотности населения. Что сегодня с ней стало? Вы видели, как люди пишут в социальных сетях?
- В социальных сетях пишут с ошибками. Но по одной строчке судить о знаниях очень сложно. А вообще, тотальная безграмотность - это издержки нашего времени…
В обществе ослабло уважительное отношение к знаниям и труду. Отучившись, люди перестают совершенствоваться дальше. В вузы, на производство, в систему управления теперь приходит поколение, которое не приучено трудиться, не ценит ни знания, ни тех, кто ими обладает. Филология и интеллигенция – это немодно, непрестижно. Из всех выпускников-филологов в школу идут работать не больше 10%. Потому что это невыгодно, на этом не разбогатеешь. Да и наставничество в образовательных учреждениях пропало – некому стало учить молодых специалистов, как обращаться с детьми.
- То есть корень проблемы находится гораздо глубже, чем казалось… А как Вы считаете, есть у государства шанс поднять уровень владения русским языком? И что для этого нужно делать?
- На мой взгляд, во-первых, вернуться к единому образовательному стандарту.
Во-вторых, увеличить количество часов предмета в школе. Раньше дети много читали. А благодаря ежедневному повторению могли визуально запомнить правописание слов.
Зачем-то стали издавать книги с уже выполненными домашними заданиями и брошюры «100 готовых сочинений на пятерку»… Родителям некогда, дети предоставлены сами себе, спишут готовое решение или сочинение - и свободны. Это не стимулирует у детей самостоятельное мышление и тягу к творчеству.
В свое время списывать откуда-либо я ученикам строго-настрого запрещала. И они об этом всегда помнили. Я так и говорила: «Берите книги, читайте, «пережевывайте», перерабатывайте в голове всю информацию и пишите свое».
…Гуманитарные предметы во всех учебных учреждениях поставили на последнее место. Гранты дают в основном техническим факультетам, на чьих проектах и изобретениях можно заработать. А какая, например, от филологии финансовая выгода? Потому-то на эти факультеты мало кто идет. И даже те, кто искренне влюблен в язык.
Погоня за мнимым качеством – вот еще одно больное место, которое не позволяет учителям должно оценивать знания своих подопечных, а тем – стремиться к большему.
Ну и, наконец, то, что «добило» любой предмет – программы по поддержке молодых специалистов. Нет, программы, это, конечно, хорошо. Здорово. Помощь какая-никакая, и стимул. Но вот только работать в деревню молодежь едет ради сертификатов. Какой с них спрос? Отсидели в кабинете положенный срок, деньги получили и уехали. А как же результат? Ведь не за ним они стремились в вузы… Тут надо бы тщательно пересмотреть условия оказания господдержки…
- Отчего же в обществе никто не борется за образованность? Ведь у языка прямая и неразрывная связь с культурой народа…
- Это болезнь нашего времени. О чем можно говорить, если нецензурная брань прорвалась на экраны телевизоров. Вы верно говорите: у языка прямая и неразрывная связь с культурой. И если с чем-то возникают проблемы, то они сказываются на едином народном организме. Сейчас все ругаются. Культуры нет нигде, да и требований никто не предъявляет. Общество ею перестало заниматься, семьи…
Бытует такая версия, что на одном из совещаний Гитлер высказал свое удивление по поводу поражения Германской армии на Восточном фронте. И тогда один из генералов откровенно заявил: «Мы проиграли, прежде всего, в школе». Потому что советская система образования была одной из самых передовых в мире. Наш народ был так воспитан с детства, патриотически настроен, боролся за страну, за идею, за культуру, язык. И учили этому не только на уроках, но и дома, в семье.
Сейчас же послушайте, на каком языке у нас говорят: «на смеси французского с нижегородским». Сколько неологизмов! Согласна, совсем без них нельзя: чем мы заменим такие слова как, например, «компьютер», «файл», «сайт»?... Но все эти «толерантности» и «пролонгации» имеют красивые русские синонимы. Зачем их заменять на непонятные иностранные слова? А ведь многие государства успешно решают эту проблему. Например, Франция, Япония, Израиль. Там с большим вниманием относятся к вопросу сохранения родного языка и культуры, потому что понимают, что человек, который не умеет четко излагать мысли на родном языке, не сможет хорошо знать и другие. Да и мыслить будет не так ясно.
- Есть еще слова, которые в народе зовут «паразитами». Как с ними поступать?
- Чтобы избавиться от «паразитов», нужно менять социальную среду. Но мы-то прекрасно понимаем, что не сможем этого сделать за короткое время.
В наши годы молодежь тоже позволяла себе вольности: и покуривала, и занятия прогуливала. Но я никогда не слышала, чтобы столько матерились. Считаю, что это зависит от воспитания. Ну и от словарного запаса. Культуру нужно повышать. Вот послушайте, какие песни сейчас поют: четыре строчки непонятного текста – на пять минут. А что пели мы? Душевные мелодии, исполненные глубокого смысла.
Есть такой исторический факт: немалоизвестный Тамерлан во время похода на Кавказ занял родовые башни чеченцев и отобрал их народные музыкальные инструменты. Он знал, что покуда живы песни и музыка народа, его нельзя победить…
И в России во все времена с песней и в бой шли, на погибель, и в поле работали, и дома. Вот с чего нужно возрождать воспитание…
- Наталья Алексеевна, скажите, насколько изменился уровень знаний подрастающего поколения в области языка и литературы с тех пор, когда Вы начинали свою трудовую деятельность?
- Сильно изменился. Не многие хотят учиться ради знаний, для большинства главное - получить высшее образование. Сейчас родители целиком и полностью возлагают ответственность за своих детей на школу, освобождая себя от непростого дела – воспитывать и учить. Меня грамоте учила мама. Она сама много читала и нас с братом к этому приобщала.
Сегодня в обществе сбита планка отношения к школе. Это не дело, когда едва тянущий на «троечку» ученик, имея состоятельных родителей, может запросто получить высшее образование. А кто же пойдет в техникумы, колледжи, кто будет работать руками? Нужно реанимировать мораль труда. Она должна стать составляющей сознания каждого.
- Дайте учительский совет: что нужно делать современному подростку, да и просто тому, кто хочет избавиться от косноязычия и научиться ясно и четко излагать свои мысли?
- Читать, читать и еще раз читать. Чтение – это шаг к грамотности.
Всегда недоумевала: зачем публикуют краткое содержание книг? Зачем родители позволяют своим детям их читать? Понятное дело, так быстрее можно справиться с домашним заданием. Но как потом анализировать? Как работать с текстом, если не вник в самую его суть? Приведу пример. До определенного времени я недолюбливала гоголевские «Мертвые души». А когда повзрослела, то поняла, насколько гениальным был этот человек! Присмотритесь: мы все – типажи этой поэмы, каждый – как на ладони, расписан до мелочей. Разве это поймешь из краткого содержания?!
Еще нужно много учить наизусть, в том числе и прозу. А еще пишите письма. Так, как когда-то сочинения: красивые, теплые.
В заключение же хочется сказать: берегите родной язык! Известный писатель Бородин в своей трилогии «Звезды над Самаркандом» приводит такой факт: армяне из плена того же Тамерлана выкупали прежде всего не людей, а свои книги! Они считали, что люди могут выбраться сами, а если пропадут фолианты – пропадет язык народа, его культура, а следом и сам народ.