Швейное искусство почиталось во все времена, но техникой кройки и шитья - умением окантовать изысканные рюши и воланы из шелка, втачать пышный рукав в пройму, настрочить ли́сточки к карманам брюк и пальто – владели редкие мастерицы. Смогла с юности перейти на «ты» с мелком и портновскими ножницами (а также - со спицами, крючком и множеством сложных кулинарных рецептов) и моя собеседница – ветеран педагогического труда школы №1 с.Мраково Нина Николаевна Финогентова.
- В 16 лет я поступила в мраковскую артель, чтобы овладеть азами шитья. Находилась она в деревянном здании на месте нынешней школы №1. Принимали туда только со своими швейными машинками. Осваивала данную «науку» у хорошего наставника-профессионала и вскоре в день я могла уже по двое брюк или две фуфайки пошить. Спустя полтора года поехала в Зирган мастером, а через два года меня отправили в Уфу в профтехшколу на швею-закройщика универсала. В те годы ручная работа высоко ценилась, мы всё умели, и это было престижно. Помню, возили нашу группу на экскурсию в Черниковку (совсем еще без жилых домов, - удивляется собеседница), - побывали на строящемся химзаводе и фабрике легкой промышленности. Нам показали искусственные и натуральные волокна, из которых вырабатываются ткани. Вечерами я посещала платные курсы по кулинарии, здесь осваивали азы кондитерства - изготовление и украшение тортов, рулетов и мн. др.
Спустя время направили в Стерлитамак в большое ателье на практику, где научили моделировать, кроить. Затем я вернулась в Зирган в качестве закройщицы и заведующей ателье. Через два года мама (не без труда, - вспоминает Нина Николаевна с улыбкой) убедила вернуться в родное Мраково. Здесь на второй же день Клавдия Ивановна Гусева, жена директора школы Андрея Николаевича, пришла и сказала: «Ниночка, айда в школу! Ты уже все знаешь и умеешь». Я волновалась и долго отнекивалась за отсутствием опыта. Но она меня уговорила. Мне было 22 года. Очень тепло встретили учителя, поддержали. Тогда предмет мой назывался «Домоводство». В отдельном маленьком деревянном строении имелась всего одна швейная машинка. Пустые стены. Доска, два стола, две-три скамейки, но самое главное, была… печь с плитой. Сами ее топили, дрова готовил завхоз школы. На этой плите и пельмени варили, и творог делали, и блины пекли, и чай кипятили. Всегда угощали мальчишек из класса. За два часа все успевали. Дети были очень послушные, старательные и внимательные. В первую и четвертую четверти по программе шли сельхозтруды, их мы с Александром Пименовичем Александровым вели (он у мальчиков преподавал), во вторую – кройка и шитье, третью – курс кулинарии.
Хотелось, чтобы наши девушки вышли в жизнь подготовленными. Из них получились очень хорошие хозяйки. Некоторые ученицы окончили технологические и педагогические вузы по этому предмету, приезжали ко мне на практику. Сама я окончила три курса учительского института г.Кирова (потому что в Башкирии тогда не было высших учебных заведений с моей специальностью). Затем каждые пять лет ездила на повышение квалификации, по два раза - в Стерлитамак, Бирск, Уфу…
Проработав три года в восьмилетке, вышла замуж за Юрия Ивановича Финогентова. С переездом в Стерлитамак, где он трудился инженером треста, устроилась в школу №18 вести домоводство. Через три года, после рождения дочки, врачи мне порекомендовали (вследствие большой загазованности в городе) уехать, и мы с месячной Леночкой вернулись в Мраково.
В 1968 году я начала работать в средней школе (где теперь гимназия). В 1970-м, когда построили большое здание СОШ №1, прежние две школы объединились в одну. Число учащихся доходило до 1800, занимались в две смены, в классах иногда было свыше 40 человек. Девочек - по 20-25 на уроках. Вели мы уроки у большого количества классов с Верой Владимировной Шарыгиной, затем уже я одна.
Параллельно руководила работой школьного лесничества. Мы с детьми в питомнике сажали деревья, пололи и поливали грядки с сосенками, ухаживали за посадками.
Ежегодно оформлялся и становился уютнее кабинет. До двух ночи писала пером и тушью плакаты, инструкционные карты. Велась кружковая работа. Девчата старались, помогали рисовать модели, любили наши занятия. Даже во время болезни старались их не пропускать. И хотя у нас не было оверлоков, работали на простых машинках, срезы обметывали вручную. С большим усердием мы шили нарядные костюмы педагогам для участия в художественной самодеятельности, а еще юные рукодельницы «сочиняли» себе - юбочки, кофточки, платья.
Полный вариант - читайте в нашем завтрашнем номере.
Фото из семейного архива.