Все новости
Далекое-близкое
23 Ноября 2018, 12:11

Сестры возрождают старинное ткацкое ремесло

Еще весной, помнится, разгуливая по просторам интернета, я случайно наткнулась на яркие и очень красивые снимки творческих работ Райли Алламуратовой. Просматривая их, более часа не могла оторваться от тех удивительных фотографий, на которых были представлены изящные предметы старины глубокой – сотканные половики, ковры, чудесные салфетки. А еще больше меня заинтересовал деревянный станок немалых размеров, на котором, видимо, и создавались эти архаичные шедевры. Не уж-то такие еще встречаются в современном быте? – дивилась я тогда.

Любовь к ткачеству – еще от бабушки


Райля Фаритовна родом из Сатлыков, а проживает в Уфимском районе. Мы в течение полугода общались в социальной сети – я одаривала ее творения комплиментами (ну, невозможно пройти мимо них равнодушно), она же, в свою очередь, сулила доставить в родной район этот чудный агрегат по изготовлению ткацких «штучек» и научить меня данному ремеслу. Обещание сдержала. Несмотря на то, что на часах было почти семь вечера, когда она сообщила о своем прибытии в Мраково, позднее время меня не остановило. Поехала.

Оказывается любовь к данному виду творчества у них – дело семейное. Начало положила еще бабушка по маминой линии. Двоюродная сестра Таскира Ишемтаева, у которой Райля апай и остановилась в Мраково, тоже не первый год увлекается ткачеством. Дом, куда пригласили меня миловидные женщины, демонстративно украшен произведениями народного творчества, а еще… тремя напольными габаритными станами, несколькими вариантами ручных бёрдо с вертикальными планками. Не иначе, как горница из русской народной сказки, где живет искусство. Дивясь фантазии и креативности моих собеседниц, я невольно обратила внимание на журнальный стол, стоящий поодаль. О, диво! Он заставлен теми же самыми агрегатами – с натянутыми нитями - только гораздо в меньших размерах и (!) из картона. Это, выясняю, - инвентарь по изготовлению «нарядов и прочего» для кукол, принадлежащий внучке Р.Алламуратовой - Амине.


Что ж за инструмент такой?

- Вот это станины, - начала «обучение» мой наставник Райля Фаритовна и указала на две рамы, расположенные параллельно на небольшом расстоянии друг от друга. - А это бёрдо, набелки, - очень темпераментно и прытко она раскрывала секреты механизма с гладко-лощенной поверхностью. – Да, здесь все просто. Начинать следует с самого главного и, пожалуй, простого – заправляем станок. Снуем нить, метров по пять. Одному человеку это выполнить очень сложно. Снимаем в косу, а затем наматываем на вал. Вот челнок, если поменьше – предмет называют иглицей. Последняя отличается от первого заостренным концом. Здесь показан переход от одного цвета к другому. Если нитки заправим сюда – дорожки получаются продольными, а вот так - поперечными. Заметили - зев открывается? Так станок и оживает. Но сначала необходимо выбрать рисунок, высчитать. Конечно, сейчас можно и в интернете все отыскать. Ткать можно все, - будто подытожила практическую часть лекции Р.Алламуратова, замечая мое недоумение по поводу натянутых обрывков ткани. – Да–да, в ход идут даже лоскутки полотна, шерсть, лен, шелк, хлопок. На таком станке и создаются панно, половики и ковры, декоративные подушки, шикарные гобелены, полотенца-рушники, накидки на мебель, да все, что угодно.

Как призналась собеседница во время нашего дискуссионного общения, в прошлом веке ее бабушка ткала паласы, не узорные, конечно.

- Помню, как в ее доме стоял большой станок, и нам, внукам, за радость было помогать ей - на лапки наступать, нитки наматывать, - продолжает она. - Даже до споров и ссор доходило – если один из «помощников» не соблюдал очередности. Уж очень нам тогда нравилось это занятие. После бабушки не стало. И данное увлечение само собой пропало. Но, признаюсь, в памяти часто всплывали те добрые времена, когда ее небольшая изба при тусклом свете превращалась в некую волшебную мастерскую, как своими натруженными руками при помощи станка она соединяла узенькие ленточки из ткани с нитями-основами. Насколько для нас тогда этот процесс переплетения казался захватывающим.

Долгое время я искала такой станок. Мама мне подарила бабушкин, но пока он путешествовал из дома в дом, некоторые детали растерялись. Из интереса и любви к творчеству я посещала немало мастер-классов в Уфе, во время которых знакомилась с секретами ткачества. И так меня это заинтересовало. На одном из них встретила удивительного человека – известного бирского мастера по дереву, изготавливающего станы различной конструкции - Андрея Кырчикова. Он же является одним из руководителей народного центра ткачества «Шелковый путь», в котором состою и я. Так и появился в нашем доме долгожданный первый станок, который муж подарил мне на 55-летие.

- А я своим первым приобрела немного раньше, чем им обзавелась сестра, у мраковчанки Раисы Федоровны, - продолжила Таскира Талгатовна. - 25 лет он у нее лежал на чердаке без надобности. С мужем они собрали его, настроили. Как научилась? Что-то Раиса Федоровна показала, в чем-то Райля подсобила, а вообще, я считаю, что умение ткать заложено в генах каждой женщины, только нужно вспомнить, подучиться. Вот этот агрегат - 70-сантиметровый – Райля привезла еще в прошлом году, а метровый - в этот раз. Встречаясь, мы обмениваемся опытом, делимся некими секретами, наработками. Конечно, все дни и вечера посвящать данному занятию не получается, но как только появляется свободная минута - скорее за станок, дабы не сидеть без дела.

Не привыкли бездельничать с детства

Райля Фаритовна, в девичестве Музафарова, родилась в Сатлыках. Ее мама трудилась на разных работах – и свеклу полола, и на ферме, и лаборанткой, папа - управляющим отделения «Искра».

- Все дела, какие имелись в совхозе, познали с ранних лет… Нас, детей, было пятеро – четыре дочери и один сын, я - старшая. Дружила в основном с мальчишками – нужно, дрова колю, просят – так и лошадь оседлаю, позже – мотоцикл. Отсюда и прижилось прозвище - «Фарит малайы» (сын Фарита). Замуж вышла за юлдыбаевского парня Гайзуллу. После свадьбы уехали в Уфимский район, в д.Николаевку. Там был большой совхоз – Юматовский, думали временно поживем, да так и основались на совсем.

Несмотря на то, что Райля апай получила медицинское образование, работать устроилась воспитателем в детский сад. Там создала музей башкирской культуры, где воспитанникам разрешала не только смотреть экспонаты, но и трогать руками, играть с ними. Таскира Талгатовна тоже родилась в деревне Сатлыки. Ее муж Амир родом из Ибрагимово, он – участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Вместе они уже 40 лет.

- Когда мне, старшей, было 11, а младшей только годик, маму парализовало, - с дрожью в голосе и слезами на глазах вспоминает Таскира апай. - Все обязанности по дому, по уходу за мамой, сестрами и братом легли на мои плечи - корову доить, сено на зиму готовить, хлеб печь, маму накормить-искупать. Тяжело было, и нам, детям, и папе, а как нелегко приходилось маме. 30 с лишним лет она так жила. Но никто из нас никогда не отчаивался. Отцу позже ампутировали руку, после - ногу. И он не унывал. Всю посильную работу выполнял: грядки полол, колотые дрова складывал. Очень жизнь они любили. И нам это чувство передалось. Мой муж инвалид, все дела – сад-огород, дом – на мне. Поэтому с ранней весны до поздней осени времени нет, а зимой – благодать, каждую свободную минуту посвящаю этому делу. Сколько времени уходит на такой коврик? На этот - шесть-семь вечеров. Небольшое произведение можно даже за вечер сотворить, а вот этот - за два. За зиму я 11 работ сделала, дети все с превеликим удовольствием забрали в свои «гнездышки».
Неугомонные и деловитые


Упорства этим увлеченным творчеством женщинам не занимать. Пока станка не было, Райля Фаритовна вязала паласы крючком. Так, один из них – ковер размером два на полтора метра – три месяца создавала, везде его с собой возила, даже в машине умудрялась не сидеть без дела. Одно время увлекалась ирландским кружевом – техникой по изготовлению изысканных и неповторимых отдельных элементов – цветов, узоров, которые потом объединяла уже в единое изделие. Таскира Талгатовна буквально накануне моего визита в их уютную обитель завершила работу по изготовлению пяти шерстяных одеял. Каждое достанется ее любимым внукам. Данный труд – полностью ручной. Купила шерсть. Станок чесальный поискала, не нашла. Не отчаялась, взялась за дело и сама начесала, похлопала хлопушкой, три слоя положила, сшила. А какой яркий и цветной сатин сыскала – каждый с обожаемыми мультяшными героями внуков. Одеяла получились мягкими, легкими, даже немного рыхлыми, а главное – теплыми и натуральными.

Да, обе – неугомонные, шустрые, деловитые. Обе водят машину, если Райля апай еще тридцать лет назад только так рассекала на запорожце, то ее сестра получила водительское удостоверение, будучи уже на пенсии.

- В нашем роду и отличные печники были и есть, - с гордостью резюмирует Райля апай. - Печками, которые клала еще в молодости мама, до сих пор можно полюбоваться в Новохвалынске, сестра Райфа из д.Мурадым в этой области тоже спец. Она, кстати, тоже ждет ткацкий станок.


Продолжение читайте в печатной версии нашей газеты, которая выйдет на следующей неделе.


Анастасия ПЕСТЕХА.

Фото автора.
Читайте нас: