Все новости

Мы прошли суровые испытания

Абдуллин Абдрахман Губайдулович родился 14 апреля 1931 года в д.Каралачик Федоровского района Башкирии. Ветеран Великой Отечественной войны и педагогического труда. Имеет 54 года стажа. Отличник народного образования Российской Федерации, в настоящее время проживает в Уфе.Предлагаем вниманию читателей воспоминания ровесника нашей районной газеты.«Мое детство пришлось на тяжелое время для страны и всего советского народа. Законом жизни для огромного государства стал призыв: «Все для фронта, все для победы!» Места тружеников, ушедших на поля сражений, заняли старики, женщины, дети и подростки 12-16 лет – наше поколение.С 12 лет приходилось выполнять тяжелую работу хлебороба и животновода. Запрягали быков, волов, чтобы пахать землю, бороновать, сеять и убирать хлеб, заготавливать сено для ферм колхоза и выполнять другие обязанности. Был и стимул: если вспашешь один гектар, что удавалось не всегда, вдобавок к трудодню давали килограмм хлеба. В этот день в семье был настоящий праздник.

Когда мне исполнилось 13 лет, косил зерновые конной жаткой (мы ее называли «лобогрейкой»). Это была тяжелая работа для здорового мужика, а для неокрепшего детского организма – трудно представить. Но надо было, и мы справлялись. Все, что делали в то время, легло на наши плечи. Этого не опишешь. Тяжело, но мы не сломались благодаря мудрости наших мам. Именно они несли в тылу основную тяжесть суровых военных лет. Мы были еще физически неокрепшими, но в духовном, нравственном отношении быстро повзрослели, созрели. Дети, конечно, тогда еще не осознавали, что делают, оказывается, великое дело: наше поколение внесло свою скромную лепту в Великую Победу. Я этим горжусь.
После страшных испытаний жизнь постепенно налаживалась. Но эхо войны звучало наиболее отчетливо непосредственно в послевоенные годы. Слишком велики были разрушения, глубоки раны, нанесенные фашистскими захватчиками. Касалось оно и моих сверстников: когда поступали в первый класс, в нем было более 30 ребят, а десятилетку в 1950 году окончили только четверо. Многие бросили учеба из-за материального положения: холод, недоедание, не было одежды. Мне повезло в том, что школа находилась рядом (две минуты – и я в классе), да и лапти научился плести очень рано.
Выпускные экзамены на аттестат о среднем образовании сдавали не у себя, а в районном центре – с.Федоровка. Для этого на испытания каждый раз приходилось идти пешком напрямую через лес на расстояние десять километров.
После средней школы поступил в Стерлитамакский педагогический институт на физико-математический факультет. Дали место в общежитии. В одной комнате жили двенадцать студентов. Стипендию получали 22 рубля в месяц, из нее удерживали 20% на заем. На руки приходилось 17 рублей 60 копеек. За отличную учебу несколько месяцев давали сталинскую стипендию, которая была на 25% выше. Этого, конечно, не хватало, иногда удавалось подрабатывать: разгружали вагоны на железнодорожной станции или шли в поисках работы на элеватор.
Чтобы купить хлеб в магазине, приходилось стоять в очереди на площади перед ним несколько часов. При этом мы друг друга подменяли, чтобы не пропустить других. На одни руки выдавали половину буханки, для этого ее аккуратно разрезали специальным ножом. С 1 января 1951 года норма увеличилась, и стали продавать целую буханку. Жизнь в эти непростые времена по сравнению с военным лихолетьем и послевоенным периодом казалась для нас роскошью.
После первой сессии на студенческие каникулы в феврале 1951 года пошли пешком. От Стерлитамака до нашей деревни около 100 километров. Дошли за двое суток. Дороги в то время не очищали от снега, и ноги натерали так, что даже раз не могли сходить в клуб.
***
Успешно учиться в вузе помогали основательные знания по физике и математике, полученные в стенах средней школы, где преподавал Касим Гарифович Абдуллин, фронтовик (кстати, дедушка нынешнего главного врача Кугарчинской ЦРБ Наиля Рафаиловича). Касим агай, так мы обращались к нему, имел орден за учительскую работу, а ведь педагогов столь высокой правительственной наградой не очень-то и баловали. Математику доводила до нас Амина Ханифовна Мухаметшина, заслуженный учитель Башкирской АССР. В военные годы она руководила учебным заведением. Вот такие талантливые люди давали нам знания.
***
Высшее учебное заведение я окончил почти на «отлично». Все государственные экзамены выдержал успешно. По математике ставили две оценки: за сам предмет – «отлично», а за методику – «хорошо». Чтобы получить красный диплом, деканат предлагал последний пересдать, но я не пошел, считая это только вопросом престижа».
***
После ВУЗа молодого специалиста направляют в Тляумбетовскую школу Юмагузинского (ныне Кугарчинского) района учителем математики. Там он встретил свою вторую половинку – Розу Мансуровну, которая уже год преподавала эту дисциплину. Поженились, появились со временем три дочери. Помогли им получить высшее образование. Старшая, Рида, окончила Всесоюзный финансово-экономический институт народного хозяйства, работает в Академии экономической безопасности при МВД РФ, преподавала в Академии труда и социальных отношений на должности доцента, имеет свои научные труды.
Ляля после физико-математического факультета Уфимского пединститута преподавала в Новохвалынской, Калдаровкой школах. Потом, обучаясь в Москве, переквалифицировалась на программиста и работает по профессии в системе «Башхлебопродукт».
Эльмира получала знания в Свердловском институте народного хозяйства.Трудилась сначала товароведом в Новочебоксарске, потом – заместителем директора торгового центра «Башкирия» в Уфе.
«Вся моя трудовая жизнь, если не включать военное и послевоенное время в колхозе, прошла в одной Тляумбетовской школе, которой отдал 47 лет! Получается учил три поколения: отца, сына и внука. Супруга вела царицу наук в пятых-седьмых, а–в восьмых – десятых классах.
Постоянно работали над собой: совершенствовали свое мастерство, перенимали положительное у своих коллег, изучали передовой опыт педагогов республики, страны по предметным журналам и методическим разработкам, накопили свой багаж знаний и щедро делились им с другими.Результативной работой добились авторитета в коллективе, среди родителей и общественности. В районе всегда были в числе лучших. Долгие (1950 – 1980 годы) наши ученики почти ежегодно принимали участие в районных предметных олимпиадах и занимали призовые места, что подтверждают Похвальные листы, грамоты. Несколько раз наши воспитанники участвовали в республиканских олимпиадах. Например, в 60-е годы Рамиль Мансуров в зональном конкурсе по математике занял второе место; в 1980-е Гульшат Исанбаева из д.Бекечево становилась призером, потом, отучившись в мединституте, работала стоматологом в Мраковской ЦРБ.
В шестидесятые годы прошлого века Уфимская школа-интернат №1 (сейчас Башкирская республиканская гимназия-интернат №1 им.Рами Гарипова) была с математическим уклоном. Бывало в апреле-мае представители из Уфы проводили математические олимпиады среди учащихся седьмых классов. Победители зачислялись в восьмые классы БРГИ. Одна из таких прошла в Кугарчинском районе. Здесь все три призовые места достались ученикам Тляумбетовской средней школы: Ирандеку Сагитову, Рамилю Янбекову, Зиннату Исянбаеву. Ко всему этому Рамиль стал заслуженным работником культуры РБ, поэтом. Видимо, талант к поэзии оказался сильнее, но в такое престижное учебное заведение он попал благодаря призовым местам в математических олимпиадах».
***
В своем последнем выпуске, где Абдрахман Губайдулович был еще и классным руководителем, из семнадцати выпускников трое (Ильшат Алтынбаев, Зифа Саитбатталова, Гульчачак Шафагатова) получили медали. Потом Ильшат отучился в Уфимском нефтяном институте, стал инженером, Зифа и Гульчачак после Башгосуниверситета посвятили себя воспитанию подрастающего поколения. Многие его ребята поступали в вузы, получали специальность и впоследствии продолжали трудиться в различных отраслях. Среди них – научные работники, инженеры, военные, врачи, руководители, специалисты сельского хозяйства. После долгих лет многие из них с гордостью говорят: «Мы учились у замечательных людей – Абдрахмана Губайдуловича и Розы Мансуровны. Для учителя услышать такое от своих воспитанников – это самая большая награда за его титанический труд.
Наш герой долгие годы работал завучем, при том единственным в школе, так как в то время должности заместителя директора по воспитательной работе не было. Он многое сделал для распространения передового опыта в коллективе, сам показывал пример результативной деятельности. Школа по состоянию учебно-воспитательной работы, по качеству знаний учащихся была на передовых позициях в районе.
Абдрахмана Губайдуловича как опытного наставника привлекали к инспекторской проверке по линии РОНО в комиссию. Он посещал уроки, вместе с учителями анализировал их, брал для себя положительное, щедро делился своими успехами. Иногда приглашали в районную комиссию по проверке письменных экзаменационных работ по математике у учащихся, претендентов на медаль.
Летом 1970 года в с.Мраково по линии отдела образования работали кратковременные курсы усовершенствования учителей начальных классов, на которых его попросили преподавать отдельные разделы математики в объеме средней школы и поделиться своим опытом по развитию сообразительности у учащихся в процессе изучения предмета.
Мухамет АРСЛАНБЕКОВ,
председатель совета ветеранов при Тляумбетовском сельсовете,
Анатолий КАЗАКОВ.
(Продолжение следует).
Читайте нас: