Все новости

Слабыми руками – могучие дела

Заливисто кричали петухи, хозяйки, как обычно, выгоняли коров в табун, когда широкой тенью хищной птицы окинула нашу страну весть о нападении Германии… После беззаботных последних выпускных вечеров 1941-го, через долгие четыре года кровопролитных сражений, первым мирным и, конечно, главным праздником в жизни советских людей стал День Победы в мае 1945-го.

…За широким обеденным столом почти не видно ее маленькую фигурку в белом платочке, хрупкие плечики утопают в нарядном вязаном жилете, но мудрый взгляд по-детски улыбающихся глаз (как у самой доброй и любящей бабушки) проникает в душу и отогревает.

Мы приехали в д.Тюлебаево в гости к Ямал Усмановне Хисматуллиной,1925 года рождения.

- Когда началась война, я, по окончании семилетки в Худайбердино, училась в 8-м классе Юмагузинской школы.

Мои родители Зарифа и Усман Валитовы работали в колхозе «Агидель». Отцу было за 50, он уже болел, поэтому его забрали не на фронт, а в трудовую армию. Там, в Ишимбае, он и умер по болезни, - вспоминает Ямал Усмановна с грустью.

- Нас было 6 детей – три брата и три дочери, я самая старшая. Продолжить учебу не довелось, потому что сильно заболела мать.

16-летняя Ямал пошла работать в колхоз. Как грамотного человека ее пригласили в правление счетоводом. Трудились допоздна. Постоянно участвовали в субботниках – на сенокосе, молотьбе пшеницы. Мужчины воевали, а старики, женщины и дети не считались ни с чем, свято верили в Победу.

- Мама лежала, и семь лет я ухаживала за ней, растила сама братьев и сестер. Самую маленькую 4-летнюю Закию брала с собой на работу из Валитово в Сапашево и несла на руках три километра. Там оставляла у родных, а вечером так же несла обратно. Через кладбище нам было боязно подходить к деревне, и мы шли через урему в пойме реки. А там овраги да колдобины. А когда стемнеет, и вовсе страшно. Закия увидит, как в очередной овраг спускаемся, мне советует: «Апай, глазки закрой, я закрыла» (смеется). Братишка Шакир (на 2 года младше меня) только окончил 6 классов в Аптраково, почти сразу начал работать: его как грамотного взяли с 14 лет вести учет колхозной техники.

Кладовщица, работники фермы писать не умели, я писала за них, они моих младших угощали молоком. На трудодни давали нам зерно, муку. Сажали картошку, держали корову, было очень жалко, когда она умерла. Но спустя некоторое время поднатужились и купили кормилицу снова.

Я вышла замуж. Годы для всех были непростые, голодные. Моя тетя Гарифа, мамина сестра, жила уже в Узбекистане (помните, поговорку тех лет «Ташкент – город хлебный») и решила помочь мне, забрала и маму, и четверых детей с собой. Там они, кстати, все выучились, выросли достойными людьми: Закий стал судьей, Закира – старшей медсестрой, малышка Закия – врачом, Закир проработал в райкоме партии.

Из детей в деревне остались только мы с Шакиром. После армии он женился, всю жизнь трудился в колхозе - трактористом, бригадиром.

Как Победа пришла? Я в правлении по радио услыхала, побежала в поле. Женщины плакали, конечно, от радости…

Люди всегда верили в силу Армии и народа. Фронтовики, когда возвращались, после ранений, приходили на собрание, рассказывали нам о том, как шла война. Кто выжил под Сталинградом, описывали, какая это была тяжелая битва. Никогда не обижали тех, кто возвращался из концлагерей.

Сейчас уже нет никого из участников…

- В 1945-м пришел с фронта наш отец Идият Валиахметович, родители поженились, - включается в разговор Рашида Идиятовна, дочь, живущая рядом с мамой.

- Он служил на Дальнем Востоке. Когда должен был демобилизоваться, началась Японская война. Через 7 лет пришел с орденами, медалями, но больше всех дорожил «Медалью за отвагу».

На памятном фотоснимке видим надпись: танковая часть, 1940 год, Дальний Восток. (Названия города нет).

Мама смолоду приехала сюда – к свекрови в дом, и несмотря на то, что здесь было еще две ее дочери с детьми – жили дружно. Всю жизнь она трудилась продавцом в магазине, отец многие годы - главным бухгалтером в колхозе им. Горького. Всего у них родилось шестеро детей, и тоже три сына и три дочери. Все почти остались в Башкирии. Старший Талгат – в Стерлитамаке проработал на заводе, Рашида – фельдшером–лаборантом в Мелеузовской и Фарида - медсестрой в Кумертауской горбольнице (теперь она старшая медсестра в медпункте Газпрома), Рустам – агрономом в колхозе, только Минжихан – уехал в Татарию, работал на Нижнекамском химзаводе.

Подарили 9 внуков, пятерых правнуков.

62 года родители жили в согласии. 12 лет назад папы не стало. О войне он рассказывал очень редко, в основном только сыновьям.

***

Уютный, просторный дом и аккуратный двор заполняют детский гомон и смех, когда всем составом собираются здесь на семейные праздники. Скучать не приходится.

Когда милая бабулечка после беседы вышла в соседнюю комнату, подумалось, пошла отдохнуть. Не тут-то было. Вышла она оттуда с пышным пирогом и чак-чаком.

- Я думала, Вы устали, - выразила свое восхищение я.

- Не-ет, что Вы, она днем никогда не приляжет, так все время и двигается по дому, во всем помогает, - говорит дочь.

- Рашида смотрит за мной, все в порядке. (Умелые хозяюшки в достатке и скотину держат, и урожай исправный собирают).

Жизнь хорошая, - с доброй улыбкой говорит свое напутствие читателям газеты Ямал Усмановна (которой в июне исполнится 94 года), - всем желаю: трудитесь, живите дружно!


Неля КУШНЕРОВА.

Фото автора.
Читайте нас: