Служил сам Александр Яковлевич Кулешов 30 с лишним лет назад в Североморске. Сейчас его род войск называется воздушно-космическими силами. В 1966-м призвался и после трех лет срочной службы еще 16 лет провел на сверхсрочной.
- 12 единиц техники, такой, как таскает «400»-ки, - были на мне, - вспоминает гвардии старший прапорщик А.С.Кулешов. Я их первым получал в Волгограде, перевозил в Мурманскую область. С бригадным генералом Бровко Анатолием Николаевичем (из Стерлитамака родом) – 16 лет были сослуживцами. Это где Кольский полуостров – мы обеспечивали охрану всего побережья Баренцева моря: Рыбачий, Кильдин, Цып-Наволок, Гранитный, Большая Волоковая, Малая Волоковая… - перечисляет без запинки бывший командир спецвзвода. - Демобилизовался в 1978-м году.
А брат мой Владимир Яковлевич, 1940-го года рождения, служил в Кугарчинском военкомате – военным коммисаром.
- У нас колодка своя… - шутит Александр Яковлевич.
С какой все-таки гордостью мужчины разных поколений говорят о годах в армии. Вот рядом его зять - Роберт Суфиянов, он нес службу тоже в зенитно-ракетных войсках, где они два года охраняли аэропорт Курумоч под Самарой. Ныне трудится инженером-электромехаником в Уфимском ООО «Квант» г.Уфа.
- Сейчас Максим приедет, встанет на учет и начнет гражданскую жизнь…- подытоживает окончание воинской службы внука дедушка. - Перед армией он отучился в ММПК, попал в Белогорск, в штаб доблестной 134 дивизии, солдаты которой Кантария и Егоров водрузили знамя Победы над рейхстагом. В этом году их дивизию удостоили чести – показали на весь мир по федеральному телеканалу на телевизионном параде, берущем начало с Камчатки: Комсомольск на Амуре, Белогорск и далее…
Он интересно родился: папа мой, Яков Иванович, был с 1900-года (6-го мая), а Максим (получается, его правнук) – 6 мая – 2000-го… Первым начфином района отец работал. Был офицером. Но повоевать не успел. Только окончил военное училище, война закончилась. А дядя, мамин брат, Стучилин Иван Дмитриевич – тот до Берлина дошел, на него самого было пять похоронок, а он тем временем встретил сына Николая в столице Германии.
…Историю надо знать. Детей нужно учить всему хорошему, настоящему. Я до сих пор помню многое из школьной программы, « Мцыри», например (цитирует строки: «Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас…») Географию мы проходили не только днем, но и ночью: нам Галина Васильевна Стучилина, географ наш была, показывала созвездия все на небе – и мы знали их наизусть.
- Вот еще интересное совпадение, - с улыбкой вспомнил Александр Яковлевич, - Дочери мои Юлия, Оксана и Ирина родились в Североморске, две из них - 5 декабря, и супруга моя Екатерина Петровна родилась 5 декабря - тоже в день Советской Конституции. В январе мы с ней отметили 50-летие совместной жизни.
Я в 1993 году, когда приехали семьей с Североморска, купил этот дом, здесь, говорят, жил бывший директор школы – участник войны. Начал делать разборку, нашел в подполе табличку, раньше на воротах были такие - из чугунного литья, на ней по-немецки написано: «г.Берлин, штрассе такое-то, дом такой-то». Я на наш парад Победы тогда пошел и спросил военкома – куда мне вот это отдать. А там рядом музей же был, туда и предложили отнести. Теперь этот артефакт в нем должно быть хранится.
Работая на гражданке, и я смог приложить руку к увековечиванию памяти военных: работая начальником участка в коммунхозе – строил Аллею Памяти.
И поныне армейская привычка осталась – подметаю, убираю... (и правда, зимой ли летом - Александр Яковлевич всегда наводит в своей усадьбе и перед домом идеальный порядок, а в их ухоженном палисаднике цветут нежные лилии).
На мой вопрос на следующий день «В чем для него заключается ценность армейской службы», Максим ответил: «Плюс в том, что в голове все перестраивается. Как-то по-другому смотришь на вещи, на людей, начинаешь больше ценить родных, друзей…»
Фото из семейного архива.